Первый в мире гусеничный вагон с паровым двигателем

социальный Проект

Гусеничный вагон

Изобретение гусеничного вагона с паровым двигателем, так называемого «самохода», ставшего прототипом всего современного транспорта на гусеничном ходу, — заслуга выдающегося российского изобретателя Федора Абрамовича Блинова. 

За плечами этого талантливого механика-самоучки из крепостных крестьян создание десятков устройств, без которых были бы немыслимы современные промышленность и сельское хозяйство.

Понимая, что будущее промышленности не за ручным трудом, а за механизацией процессов производства, Блинов начал изучать устройство паровых машин и гусеничного хода. Открытый и реализованный Федором Блиновым в его «самоходе» принцип независимых друг от друга гусениц позволил впервые в истории конструкторской мысли решить проблему поворота гусеничного транспорта, над которым безуспешно бились лучшие механики и инженеры мира. 

Принцип Блинова лежит в  основе механики всех современных гусеничных машин — от тракторов до военной бронетехники. Федор Блинов — блистательный пример самородной русской научной мысли, без плодов которой невозможно представить современный мир и технический прогресс.

Краткая биография создателя гусеничного вагона

Гусеничный вагон
Гусеничный вагон. Фото: commons.wikimedia

Точная дата рождения Федора Абрамовича Блинова до сих доподлинно неизвестна, как и многие страницы его ранней биографии, так как он родился в крепостной семье в Саратовской губернии. В сороковых годах 19 века ему удалось получить «вольную» и начать жизнь свободного человека. Однако он никогда не забывал о своей семье и брался за самую тяжелую работу, чтобы материально помочь своим родным. Вначале он устроился работать бурлаком, а через несколько лет стал кочегаром на одном из пароходов. Затем на этом же пароходе, который назывался «Геркулес», он стал машинистом. 

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Именно работа на пароходе стала отправной точкой в изобретательской деятельности Блинова. Всему причиной стала поломка коленвала на корабле. Нужно было срочно придумать решение и починить пароход. Блинов собственноручно отремонтировал судно: он разделил приводы гребных колес, что можно считать его первым изобретением. Модернизированный пароход с того момента имел возможность поворачиваться, стоя на одном месте.

На пути к патенту

Талант Блинова был замечен в высших кругах, и ему удалось завести дружбу со многими помещиками и чиновниками, что по тем временам для бывшего крепостного было просто немыслимо. Так ему удалось сблизиться со статским советником Карлом Феликсовичем Бентковским. Именно благодаря его патронажу у Блинова появилась возможность представить свое главное изобретение, а именно проект гусеничного вагона, перед Императорским русским техническим обществом. Хотя справедливее называть это изобретение тележкой на гусеничной тяге. Члены общества оказались под впечатлением от доклада Федора Абрамовича и дали изобретателю «зеленый свет» на дальнейшие исследования и разработки.  

Федор Блинов - создатель первого в мире гусеничного вагона
Ф. Блинов. Фото: commons.wikimedia

В дальнейшем Федору Блинову удалось получить финансирование от нескольких известных русских купцов на развитие и строительство гусеничной тележки и других изобретений, в числе которых одноцилиндровый насос. А уже в 1878 году он получил патент от Министерства финансов Российской Империи на изобретение, где оно описывалось  как вагон особого устройства с бесконечными рельсами  для транспортировки грузов по проселочным и шоссейным дорогам.

Гусеничный вагон

В 80-х годах 19 столетия гусеничный вагон Федора Блинова уже активно испытывали.  В чем заключается главная особенность открытия? Блинов смог разрешить задачу, над которой бились умы еще с момента изобретения «гусеничного хода». Он понял, как поворачивать гусеничный самоход. На вагоне, который изобрел Блинов, были две паровые машины, которые устанавливались на специальных платформах. Они приводили в движение ведущие колеса, а они уже запускали вращение металлических гусениц. Паровая «тележка» теперь могла поворачиваться, снижая скорость передвижения этих гусениц. Данный принцип лег в основу механики всех современных гусеничных машин.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Изобретение гусеничного вагона в каком-то смысле опередило время, что было не в пользу самого изобретателя. Когда в Нижнем Новгороде на одной из крупных выставок Блинов продемонстрировал свое изобретение, члены жюри не поняли его и назвали «паровозом для проселочных дорог». Ту выставку осматривали и иностранцы, в том числе предприниматели из Германии. В отличие от своих российских коллег, они оценили изобретение Блинова. Они хотели купить вагон и предложили русскому изобретателю огромные деньги. Однако Федор Абрамович отказался, аргументировав это тем, что он не хочет, чтобы на его детище была марка иностранного производства.

Память и другие изобретения

Принято считать, что Блинов изобрел гусеничный трактор, но это не совсем так. Путаница в понятиях «трактор» и «вагон» возникла из-за ошибок биографов. Именно трактор изобрел американец Миллер, а главная заслуга Блинова заключается в том, что он понял, как поворачивать гусеничный ход.

Марка Почты Россия (2021 г.) - трактор Ф.А. Блинова
Марка Почты Россия. Фото: commons.wikimedia

После того, как Блинов изобрел паровой вагон, его пытливый ум не успокоился. До самой смерти он работал над усовершенствованием своих устройств. Уже тогда он придумал проект создания трактора на двигателе внутреннего сгорания, но он так и не дожил до его воплощения в жизнь. Также на счету Блинова изобретение запальника для дизельных двигателей внутреннего сгорания, которые работали на сырой нефти. А еще он изобрел четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Завод по массовому производству этих двигателей открыл сын Федора Блинова Порфирий. 

Федор Абрамович Блинов — один из тех ученых, которые по каким-то причинам остаются до сих пор малоизвестными, несмотря на свой великий вклад в технологическое развитие не только нашей страны, но и всего мира. Лишь несколько лет назад в Балаково Саратовской области местные жители предложили установить памятник Блинову. Также небольшой памятник в виде бюста есть в его родном селе Никольское. Кроме того, имя великого русского изобретателя носит одна из улиц Саратова.

Популярные вопросы

Вопрос: В чем состоит гениальная заслуга Федора Блинова?

Ответ: Он изобрел первый в мире гусеничный вагон.

Вопрос: Остались ли экспонаты трактора Блинова, и можно ли их где-нибудь увидеть?

Ответ: Образцы вагона не сохранились, однако изображения и миниатюрные пакеты точно передают устройство Блинова.