Первый речной яхт-клуб в мире: история, значение, интересные факты

социальный Проект

Первый в мире речной яхт-клуб

Первый в мире речной яхт-клуб был создан в нашей стране в 1846 году. В него вступали члены дворянского сословия и высокопоставленные военно-морские чины — князь Дмитрий Голицын, графы Шувалов и Апраксин, знаменитые путешественники и первооткрыватели Беллинсгаузен и Литке.

С появлением первого в мире речного яхт-клуба, любовь к парусному спорту быстро распространилась по всей стране. До революции существовало уже около 70 подобных объединений, в некоторые из них стали принимать даже любителей, не имеющих денег. Крупнейшие петербургские клубы располагали более чем 500 яхтами, членство в них получили около 3000 человек, ими было организовано до 500 всевозможных регат.

Со временем наши суда стали заходить в крупнейшие европейские порты и приносили стране победу во многих международных соревнованиях. Создание самого первого в мире речного яхт-клуба в России стало важнейшим шагом в развитии парусного спорта по всему свету.

Более 300 лет под парусом: от зарождения спорта до первого клуба

Гравюра Алексея Зубова «Вид Санкт-Петербурга»,1716 год
Гравюра Алексея Зубова «Вид Санкт-Петербурга»,1716 год. Фото: wikipedia.org-public_domain

Идея создания парусного спорта в России принадлежит императору Петру I, в 1718 году он создал в Петербурге так называемый «Невский потешный флот». В зарубежной историографии он упоминается не иначе как «Невский яхт-клуб».

Неординарный правитель велел своим подданным, от адмиралов до церковных санов самых разных рангов, регулярно кататься по Неве под парусом. Для этого Петр безвозмездно даровал подданным в пользование 141 лодку, лишь обязуя не использовать их для других целей, в особенности рабочего характера, кроме как для катания.

Не заставили себя ждать и новые суда, которые активно выпускала построенная специально для этого на Фонтанке Партикулярная верфь.

Петербург мог на долгие годы сохранить за собой звание мировой столицы яхтенного спорта, но со смертью Петра I канул в Лету и его «потешный флот».

Первый же в мире речной яхт-клуб — императорский — появился в 1846 году в той же Северной столице. Им руководил особый комитет, который возглавлял князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский. Кроме него в группу входили князь Дмитрий Голицин, графы Шувалов и Апраксин, дипломат Александр Рибопьер, великие путешественники Лазарев, Беллинсгаузен и Литке.

Изначально в клубе было 19 человек, и попасть туда мог совсем не каждый. По Уставу, членом мог стать дворянин, имеющий в частном владении не торговое судно водоизмещением от 20 тонн и выше. Традиционно в него вступали дипломаты, высшие морские чины и высокопоставленные придворные.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
На следующий год была проведена и первая парусная гонка. В соревновании приняло участие менее десяти яхт.

Крымская война ненадолго прервала деятельность клуба, но в общей сложности он просуществовал чуть больше 12 лет.

Яхты для всех

Шхуна экспедиции Э. В. Толля «Заря» под флагом Невского яхт-клуба, 1899 год
Шхуна экспедиции Э. В. Толля «Заря» под флагом Невского яхт-клуба, 1899 год. Фото: wikipedia.org-public_domain

Правопреемником императорского стал созданный в 1860 году Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, членство в котором было доступно для всех сословий, с 1912 году сюда стали принимать даже не имеющих средств подданных Империи, они комплектовали любительские экипажи.

Спустя пять лет работы яхт-клуб уже включал до 80 яхт, а за полсотни лет его членами стали более 2,5 тысяч человек. Клуб располагал 533 яхтами и провел свыше 500 парусных гонок. У клуба появился и собственный журнал, который практически сразу, из-за невероятной популярности, стал еженедельным. Он назывался просто — «Яхта».

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
На базе клуба работали бесплатные курсы не только для штурманов, но и для ремонтников и строителей яхт, а спустя всего четыре года после основания клуба была создана и первая мастерская. Отсюда выходили не только крошечные весельные ботики, но и полноценные яхты. 

После победы Октябрьской революции на базе клуба создали морской отряд Всеобуча для молодых людей, желающих познать основы военно-морского дела. Позднее учреждение было не раз переформировано, меняло названия, а его мастерские были объединены в крупнейшую верфь города, строившую яхты для всего Союза.

С началом Великой Отечественной войны многие яхтсмены клуба направили свои навыки в другое русло. Они активно участвовали в боях с врагом, проводили разведывательные операции. Спортивная же жизнь учреждения возобновилась только после снятия Ленинградской блокады в 1944 году. Первая регата стартовала уже на следующий год.

В послевоенное время деятельность клуба была как никогда насыщенной. Яхтсмены активно участвовали даже в международных соревнованиях, швартовались в портах Швеции, Болгарии, Финляндии и Польши.

Клуб просуществовал до наших дней. В 90-е годы учреждение снова сменило название. Оно существует и сегодня, известное как Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб профсоюзов.

Значение создания первого речного яхт-клуба России

Ботик Петра Великого в музее
Ботик Петра Великого в музее. Фото: wikipedia.org-Sergey-Nemanov,-CC-BY-SA-2.5

С появлением первого в мире речного яхт-клуба, пусть и такого закрытого, любовь к парусному спорту начала стремительно распространяться по всей стране.

До Революции в нем уже было сформировано около 70 яхтенных объединений, сегодня их число уверенно приближается к сотне. Для этого у страны есть все возможности. Российская Федерация является одним из крупнейших государств по общей протяжённости рек. Это более 100 000 километров.

В наше время, согласно официальной статистике, объем продажи парусных судов каждый год становится больше, в среднем, на 30%.

Популярные вопросы

Вопрос: Как назывался самый первый российский речной яхт-клуб?

Ответ: Санкт-Петербургский императорский яхт-клуб. Неформально же таковым считается «Невский потешный флот» императора Петра I, который на западе называли «Невским яхт-клубом».

Вопрос: Кто мог стать членом Санкт-Петербургского императорского яхт-клуба?

Ответ: В него могли входить представители дворянства, имеющие в распоряжении собственную яхту водоизмещением не ниже 20 тонн и никак не задействованную в торговле. Традиционно костяк клуба составляли дипломаты и высшие чины российского флота.