Спустя 10 лет после крушения Ту-154 в Смоленске, Польша намерена добиваться ареста российских авиадиспетчеров. Повторное расследование катастрофы, в которой погиб президент страны, обусловлено политически, считают в России. Общественная служба новостей собрала известную информацию о тех событиях.
Новые обвинения
Национальная прокуратура Польши обвиняет трех российских диспетчеров в умышленном провоцировании авиакатастрофы «борта номер один» в 2010 году под Смоленском и хочет их арестовать. Соответствующий запрос был направлен в суд Варшавы. Как сообщили в польской прокуратуре, обвинения, предъявленные диспетчерам, касаются умышленного доведения до авиакатастрофы, что привело к смерти большого числа людей.
Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году признал ошибочными действия экипажа, который пытался посадить самолет в трудных метеоусловиях. Сначала Польша с этим согласилась, но затем вторая правительственная комиссия заявила, что крушение произошло в результате взрывов на борту. Эта версия — третья и, согласно ей, виноваты российские диспетчеры.
Решение суда об аресте диспетчеров станет шагом к объявлению их в международный розыск с последующим требованием выдачи польским властям.
Реакция России
Согласно Конституции, РФ не выдает своих граждан, но какие-то следственные действия по запросу Польши провести может. Впрочем, Россия для себя, кажется, уже все решила. В начале августа официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что повторное расследование крушения самолета Ту-154 превратилось в «бесконечный фантазийный процесс». Также МИД РФ было озвучено, что предпринимаемые Польшей действия преследуют исключительно политические цели.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков не знает, обращалась ли Польша в Генпрокуратуру РФ по вопросу ареста смоленских авиадиспетчеров, работавших в день крушения польского правительственного самолета Ту-154 в 2010 году. При этом Песков подчеркнул, что Кремль негативно относится к требованиям Варшавы об аресте этих диспетчеров. «В целом, концептуально, скажу так: относимся негативно», — заявил представитель Кремля.
Крушение
Самолет Ту-154, на котором президент Польши Лех Качиньский с делегацией летел из Варшавы в Смоленск, разбился 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром Смоленск-Северный. В условиях сильного тумана он столкнулся с деревьями, опрокинулся, рухнул на землю и полностью разрушился.
Погибли все находившиеся на его борту 96 человек — 8 членов экипажа и 88 пассажиров. В их числе президент Польши Лех Качиньский и его жена Мария Качиньская, а также известные польские политики, почти всё высшее военное командование и общественные и религиозные деятели. Они летели в Россию на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины Катынского расстрела.
Расследование
Расследование Межгосударственного авиационного комитета России установило, что все системы самолета до столкновения с землёй работали нормально. При этом видимость из-за тумана была ниже допустимой для посадки, о чём экипаж рейса 101 был предупрежден. В окончательном отчете МАК назвал причинами катастрофы неправильные действия экипажа самолета и психологическое давление на него.
Давление со стороны президента на экипаж стало основной версией следствия. Подобный случай уже имел место за два года до катастрофы. 12 августа 2008 года во время войны в Южной Осетии Лех Качиньский требовал изменить первоначальный маршрут и посадить самолет в Тбилиси, но командир экипажа Гжегож Петручук отказался выполнить президентский приказ и приземлился в азербайджанском аэропорту Гянджа. Впоследствии Гжегож Петручук был отстранен от полетов особой важности. По мнению эксперта по авиации доктора Томаша Шульца из Вроцлавского политехнического университета, тот случай мог сыграть существенную роль в катастрофе Ту-154, так как пилоту не хватило смелости отказаться выполнять приказ президента.
Комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши признала причиной катастрофы ошибку экипажа, выделив в качестве фактора происшествия недостаточное аэронавигационное обеспечение полета со стороны диспетчеров аэродрома Смоленск-Северный, и указала на недостатки в техническом обеспечении аэродрома. Но уже в 2018 году выводы этой комиссии были аннулированы и было инициировано повторное расследование.
Отношения с Украиной в любые годы не были существенно значимыми для Соединенных Штатов Америки. Вашингтон не видел в сотрудничестве с Киевом никакой стратегической важности. Так считает экс-советник Пентагона полковник Дуглас…
Пермь пережила самый сильный снегопад в XXI веке, сообщает пермский Центр геоинформационных систем (ГИС-центр). Высота снежного покрова в столице Прикамья достигла 33 см. За сутки выпало 32 мм осадков, что…
Уже в ближайшее месяцы ВСУ столкнуться с тотальным дефицитом боеприпасов для артиллерии, которые им поставляли США. Об этом говорится в материале Wall Street Journal. «В ближайшие несколько месяцев американские боеприпасы,…
Спортсменка Елена Исинбаева уже несколько лет живет за пределами РФ. Оказалось, что у известной олимпийской чемпионки есть большое количестве недвижимости в Москве. Ее квартиры в столице оцениваются почти в 130…
У матери и брата известного блогера Елены Блиновской выявили дорогостоящую недвижимость и крупные суммы на банковских счетах, которые не соответствуют доходам их семьи. Об этом сообщает Telgram-канал Mash. По информации…
Западным странам грозит институциональное оформление нового баланса сил в мировой политике. Такое может произойти при геополитическом разгроме. Об этом говорит член президиума научно-экспертного совета российского Совбеза Александр Яковенко. Его слова…