Сотрудниками ФСБ 15 июня в Волгограде был задержан 14-летний мальчишка. У подростка был обнаружен целый боевой арсенал: холодное оружие, взрывное устройство почти два десятка бутылок с «коктейлем Молотова».
Причиной для задержания стало подозрение, что весь этот арсенал подросток мог использовать в школе. Там у него был застарелый конфликт с другим учащимся.
Этот случай заставил снова вспомнить о трагедиях, когда школьники, вооружившись до зубов, приходили в своё учебное заведение, где устраивали массовое убийство. Поэтому Общественная служба новостей обратилась к доктору психологических и кандидату медицинских наук, действительному члену Международной академии психологических наук, эксперту Координационного совета некоммерческих организаций России Марку Сандомирскому.
Вот что нам рассказал эксперт.
Хотя внешне можно найти некоторые черты сходства в подготовке волгоградского подростка к совершению агрессивных действий с давней трагедией, которая произошла в американской школе «Колумбайн», на самом деле нужно говорить о более глубоких причинах, которые за этим стоят, помимо подросткового подражания.
За трагедией «Колумбайнов» стоит проблема большая, чем подростковое подражание
blockquote
И наиболее важная проблема – это недостаточная психологическая культура населения в нашей стране. Следствием этого оказывается непонимание как молодыми людьми, так и окружающими их близкими того, что происходит в случае психических нарушений.
Наиболее известные трагедии, когда поведение подростков приводило к расстрелам или подобным трагедиям в духе «Колумбайна» – на самом деле, социально-опасные действия душевно больных людей.
Они совершают это по разным причинам. В первых рядах наличие эндогенного психического заболевания, либо расстройства личности. Результатом может становиться расширенный суицид. В подобных случаях человек убивает других людей, потому что на самом деле он сам пытается уйти из жизни. Но у него не достаёт смелости это действие совершить.
Ещё раз подчеркну: это поведение душевнобольных людей.
Или более мягкий диагноз, например, расстройство личности. Но это так же явно антисоциальное поведение будь то в школе или в ближайшем окружении.
Подросток себя ощущает подавленным, угнетённым вследствие того, что сверстники его превосходят, и он оказывается в их среде изгоем. Именно для того, чтобы избавиться от такой психологической стигматизации, он и совершает антисоциальные действия.
Подросток, ощущающий себя изгоем, может пойти на антисоциальные действия
blockquote
К этому могут предрасполагать давление, негативная эмоциональная атмосфера в семье. Когда подросток не получает в семье эмоциональной поддержки, он выплёскивает свои конфликты на сверстников.
Когда же мы читаем публикации в средствах массовой информации, то, как правило, это проблема освещается односторонне. Раздуваются нереальные или несуществующие опасности.
[irp posts=”68808″ name=”Одичание родителей порождает «школьных подрывников» – психолог”]
Понятно, что такие случаи, как «Колубайн» в Америке или расстрел в колледже в Керчи, они, на самом деле, очень редкие. А настоящую-то проблему представляют собой вполне обыденные ситуации роста агрессивного поведения подростков в своей среде.
Это отражение так называемого «синдрома поколения «Жесть».
На своём жаргоне подростки таким словом называют, с одной стороны «жестокость». С другой стороны, в их представлениях, это превосходная оценка: «Жесть» – это значит «круто», «замечательно».
Этот феномен агрессивного поведения подростков и молодёжи был описан ещё в 2000-х годах. И это отражение массовых социальных стрессов и кризиса семьи – того, что происходило в нашей стране давно, в годы так называемой «Перестройки», и в так называемые «90-е годы».
Слово «Жесть» в представлении подростков, это значит «круто», «замечательно»
blockquote
Тогда подростки, столкнувшиеся с трудностями, подвергавшиеся эмоциональной депривации или унижению в детстве, немного подросли, они стали проявлять агрессивное поведение по отношению к сверстникам.
Должен напомнить, что, вообще, год от года в нашей стране склонность населения к агрессии возрастает. Это общий тренд. Он свойственен для большинства развитых стран.
[irp posts=”68974″ name=”«Может, это будущий великий химик» – психолог о подростке с коктейлями Молотова, задержанном ФСБ”]
Феномен поколения «Жесть» подробно изучался в совместных российско-украинских исследованиях. Этому посвящён публицистический документальный фильм под названием «Ген жестокости», его легко можно найти в ютьюбе. 15 лет назад я там был консультантом.
Может возникнуть ошибочное мнение, что причину надо искать в последствиях кратковременной социальной изоляции и не только в стрессе, связанном с ЕГЭ. Благодаря дистанционному формату это, наоборот, протекает мягче.
Проблема в том, что подростки сегодня в больше степени характеризуются эмоциональной незрелостью. Они не умеют урегулировать конфликты со сверстниками.
Это называется «нарушение эмоционального интеллекта».
Чего сегодняшним подросткам не хватает: они просто не умеют урегулировать конфликты без демонстрации агрессии. Они даже не умеют, зачастую, нормально общаться в своей среде.
Сегодня подростки не умеют урегулировать конфликты со сверстниками. Это «нарушение эмоционального интеллекта»
blockquote
И это как раз проблема психологической культуры нашего общества в целом.
Да, естественно, у подростков есть возрастные кризисы. Они связаны и с социальным взрослением, и с гормональными возрастными кризисами. Подростки в большей мере проявляют эмоциональную нестабильность и не умеют с этим справляться.
Что же можно сделать для профилактики таких проблем?
[irp posts=”69573″ name=”«От неустроенности к расчеловечиванию. Откуда берутся «школьные стрелки»”]
Во-первых, разнообразные социальные проекты, призванные обучать подростков эмоциональному интеллекту – не теоретически, а практическим способом.
Во-вторых, проекты, в которых целью ставится улучшение взаимопонимания между поколениями: подростками и их родителями.
Наиболее важным практическим моментом в этом подходе является обучение подростков способам самостоятельного снятия эмоционального напряжения — релаксации. Это детально разработано в многочисленных вариантах современной практической психологии. Но личностное формирование современных подростков происходит в техногенной среде. Они общаются друг с другом опосредовано, без живых контактов. Поэтому навыков релаксации они лишены, от чего сами же и страдают.
Психологическая помощь подросткам в формате просвещения psychoeducation (порой вместе со взрослыми) может осуществляться как в тренингах (онлайн и офлайн), так и популяризацией видеоконтента (например, в ютьюбе).
Американское космическое агентство НАСА сообщило о неожиданном повышении уровня мирового океана в 2024 году. Согласно данным спутниковых наблюдений, показатель увеличился на 0,59 см, что выше прогнозируемых 0,43 см. Учёные связывают…
По данным Telegram-канала «Разведка Ноем», Вооруженные силы Украины сталкиваются с большими потерями в районе населенного пункта Суджа. В сообщении канала подчеркивается, что в текущем конфликте большее значение имеют не территории, а человеческие жизни.…
Выступление заслуженного артиста России Алексея Глызина в Чите было перенесено в последний момент. Как сообщает «Чита.ру», решение об отмене концерта приняли за минуту до его начала. Мероприятие должно было пройти…
Военнослужащие группы Армии России «Север» продолжают вести сражения на Часовярском участке линии боевого соприкосновения в ДНР, регулярно нанося удары по находящимся там войска ВС киевского режима. Об этом информирует интернет-издание «Русская Весна», публикуя видеозапись, на которой…
Европейский Союз исключил из санкционного списка трех граждан России, чтобы обеспечить продление ограничительных мер еще на шесть месяцев. Об этом сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на источники. По информации агентства,…
Древнеегипетская мумия, ранее считавшаяся первой в истории беременной мумией, на самом деле не имела признаков ни беременности, ни онкологического заболевания. Об этом сообщают учёные Варшавского университета, чьи новые исследования поставили…