На днях успешно стартовала новая ракета-носитель «Ангара» версии «А5В». Если сравнить ее с «Протоном», она гораздо мощнее и способна решать многие поставленные задачи. Это несомненный успех отечественной космической отрасли, которая не стоит на месте и развивает новые направления.
Генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин написал на своей странице в Facebook:- «Роскосмос как заказчик открыл опытно-конструкторскую работу “Амур” для создания еще более мощной версии – “Ангара А5М”, а также разгонного блока КВТК и водородного двигателя РД-0150 для создания “мускулистой” третьей ступени. В этой версии (А5В) “Ангара” станет мощнее “Протона” в два раза! Это еще не сверхтяж, но уже супертяж, способный решить все наши задачи до 2032 года».
Прошло десять лет с момента аварии в декабре 2010 года ракеты-носителя «Протон-М», которая привела к потере трех космических аппаратов ГЛОНАСС-М, однако сотрудники ОАО «РКК Энергия» Станислав Балакин, Александр Мартынов, Сергей Ломтев и Юрий Большигин все еще находятся на скамье подсудимых. В чем причина такого решения и почему в России после аварии можно сесть на скамью подсудимых, а в других космических державах просто делают выводы и работают дальше?
Посмотрим хронологию аварий «Протона-М» за прошедшее десятилетие: 5 декабря 2010 года, 18 августа 2011 года, 6 августа 2012 года, 8 декабря 2012 года, 2 июля 2013 года, 16 мая 2014 года, 16 мая 2015 года. В результате сгорели восемь дорогостоящих спутников не только российских, но и иностранных. Если анализировать причины аварий, то прослеживается тенденция – все они вызваны низкой технологической дисциплиной на предприятии – изготовителе, а именно: перевернутая на 180 градусов установка датчиков угловых скоростей, засорение трубопровода наддува топливных баков, неправильное крепление подшипника турбонасоса, отказ вала ротора турбонасоса, ошибочная формула расчета заправки ракеты жидким кислородом и др.
Многие аварии, например в 2015 году, удалось предотвратить на этапе подготовки пуска ракеты, обнаружив несоответствие технологической документации на заводе-изготовителе. В частности, при пайке на ракетных двигателях 2-й и 3-й ступеней использовался другой тип припоя, который обладал меньшей, чем необходимо, теплопрочностью. При обнаружении эти, уже готовые к пуску ракетные двигатели, были направлены на доработку, что привело к задержке пусков на несколько месяцев, но сохранило ракеты и позволило избежать существенных проблем.
Но стоит заметить, что «Протон-М» – не единственная российская ракета, у которой периодически случаются «форс – мажорные ситуации». По плану она должна была уже закончить свои полеты, и на это есть достаточно веские причины.
Первая: это то, что «Протон-М» может стартовать только с Байконура, хотя есть реальная вероятность того, что в обозримом будущем Россия будет использовать этот космодром для пусков.
«При этом не будем забывать, что наши самые “южные” космодромы (Восточный и Байконур) намного севернее космодромов США и Китая. Поэтому нашим ракетам требуется большая мощность. Над этим и работаем», – говорит Дмитрий Рогозин.
Вторая причина – это ракетное топливо. В ракете-носителе «Протон» в качестве топлива используется крайне ядовитый гептил (несимметричный диметилгидразаин), а в качестве окислителя – тетраксид азота. Оба компонента чрезвычайно токсичны, но это «память» о первоначальном боевом предназначении ракеты. Межконтинентальная баллистическая ракета УР-500 – прародитель «Протона», имея военное предназначение, до старта должна была долго находиться в боеготовом состоянии, а другие виды топлива не позволяли обеспечить необходимо долгое хранение.
Третья причина в том, что в российской ракете до сих пор используются некоторые комплектующие, изготовленные за рубежом.
Всем известно, что покорение космического пространства — сложнейший технологический процесс, поэтому сажать на скамью подсудимых «за железо» – крайне странная и недальновидная политика исправления ошибок в отрасли. Если посмотреть на опыт мировых государств, которые не всегда «гладко» покоряют космос: Китай, Индия и др., – там не сажают на скамью подсудимых за технические ошибки, а делают выводы и идут дальше. Буквально на днях в США на космодроме в местечке Бока-Чика в штате Техас очередной неудачей закончились третьи подряд огневые испытания ракеты – прототипа SpaceX Starship SN8 и это уже четвертый взрыв американских ракет за этот год. Но мы не слышим, что кого-то хотят лишить свободы.
Развитие космоса идет своим чередом и очень важно здравое отношение государства к людям, посвятившим свою жизнь тому, чтобы космос стал еще ближе и безопаснее.
Так почему десять лет назад, при аварии «Протона-М», оказались крайними только сотрудники ОАО «РКК Энергия», сидящие на скамье подсудимых? На этот вопрос и должны были дать ответ в зале королевского суда. 6 декабря этого года уже истек максимальный срок давности (десять лет) по статье 201 УК, самой тяжкой в этом деле, а по статье 167 УК, преступление средней тяжести, этот срок уже давно вышел. В статье 78 УК говорится, что срок давности исчисляется со дня совершения преступления и до момента вступления приговора в законную силу, то есть в случае, если вынесен обвинительный приговор по уголовному делу, дальнейшее преследование фигурантов дела должно быть прекращено. Уже середина декабря, а фигуранты дела не оказались дома в кругу семьи, и есть реальная вероятность встретить новогодние праздники за решеткой. Но так ли они виновны? Почему технические сложности перекладываются на одних, и игнорируется весь процесс создания ракеты, в котором принимают участие многие и многие сотрудники различных ведомств? Причем мало кто говорит о том, что неудачный пуск был экспериментальным и на ракету должны были повесить «болванки», а не настоящие спутники. Если это испытательный пуск, то право на ошибку никто не отменял, учитывая то, что космическая отрасль – одна из самых рискованных с точки зрения испытаний и полетов.
Новая теория, выдвинутая учеными из Университета Шеффилда, предполагает, что ядра черных дыр могут скрывать белые дыры – области, где время и пространство начинают свое существование заново. Соответствующее исследование было опубликовано…
В населенном пункте Вышне-Немецке, расположенном на границе Словакии и Украины, зарегистрирован повышенный уровень радиации. Об этом сообщает портал Korzar. По предварительной информации, источником загрязнения могла стать древесина, доставленная из района…
Госсекретарь Соединённых Штатов Америки Марко Рубио проинформировал о том, что глава государства Дональд Трамп во время своего президентского срока не собирается развязывать никаких вооружённых противостояний, сконцентрировавшись на внутриполитических вопросах. В ходе диалога с журналистами местного телевизионного…
В Африке наблюдаются геологические трансформации, которые могут привести к формированию нового океанического бассейна. В области, охватывающей Эритрею, Эфиопию и Джибути, активно развивается разлом. Он рассекает материк с большей скоростью, чем…
Федеральная служба безопасности России представила общественности архивные документы, раскрывающие масштабные зверства, совершенные латышскими карательными формированиями из состава СС, служившими нацистской Германии во время Великой Отечественной войны. После оккупации Латвийской ССР войсками вермахта,…
Президент России Владимир Путин, говоря о возможном прекращении огня на Украине, отметил роль ряда стран, но не упомянул лидеров европейских государств. Об этом пишет французская газета Les Echos. По данным…