test

Политика

Шушкевич обвинил Горбачёва в наркотическом желании власти погубившем СССР

17 марта 2021, 16:17
Михаил Горбачёв и Станислав Шушкевич
Михаил Горбачёв и Станислав Шушкевич. Фото: коллаж ОСН
17 марта 2021, 16:17 — Общественная служба новостей — ОСН

Развал Советского Союза на полтора десятка независимых государств тяжело переживают очень многие. Даже президент России как-то раскрыл, что считает распад СССР крупнейшей геополитической катастрофой XX века.

Сегодня, 17 марта, юбилей события, которое должно было предотвратить этот сценарий. В этот день 30 назад было воскресенье. И в Советском союзе проводился всенародный референдум, на котором главным вопросом было сохранение Советского Союза.

Общественная служба новостей обратилась к одному из активных политиков того времени: председателю Верховного совета Республики Беларусь Станиславу Шушкевичу.

Станислав Шушкевич и Михаил Горбачёв. Фото: kpcdn.net

– Станислав Станиславович, сегодня годовщина референдума

– Да, я знаю. Сегодняшняя годовщина у меня въелась в память очень давно.

– Почему не было массового противостояния развалу СССР?

– Дело в том, что Горбачёв пытался любыми способами (подчёркиваю: Горбачёв) быть главным. Пусть это будет федерация, союз, конфедерация – он хотел быть главным. И весь референдум был у него подчинён этой цели.

Ведь был сформулирован вопрос: «вы хотите жить в обновлённом Союзе, где всё будет независимым и прекрасным?». На него можно было ответить только «Да», потому что другой вариант не разъяснялся никак. А значит, могли быть местные безобразия какого угодно толка.

На Съезде народных депутатов СССР это очень хорошо звучало. Прямым текстом Горбачёва никто не обвинял, но Лукьянова, который занимался формулировкой, спрашивали: почему именно так поставлен вопрос? Получается выбор «Хотите ли вы жить в хорошей стране и жить хорошо? Или хотите жить в неизвестно какой стране и неизвестно как?».

Поэтому все голосовали «За» просто не понимая, что это «подставка» самого дурного толка.

Подчёркиваю: Горбачев и в этом случае, и в других ситуациях – всегда старался быть главным. А если бы он своевременно поднял вопрос о конфедерации, то было бы более плотное объединение, чем Содружество Независимых Государств.

–  То есть желание народа сохранить единую страну могло воплотиться, если бы не Горбачёв?

– Это Съезд народных депутатов СССР решал вопросы преобразования страны. Но Горбачёв принёс 20 октября 1991 года принёс проект Союзного договора, в котором снова он сидел наверху, был главным вместо Политбюро ЦК КПСС. У Горбачёва было наркотическое желание быть главным.

Но, правда, достоинство у него было: когда его поставили в условия, когда некуда было деваться, он сложил полномочия добровольно.

– А, в принципе, можно было на тот момент сохранить СССР? Или это, как нам говорят сегодня, уже было нежизнеспособное образование?

– Если смотреть на момент 17 марта – да. Я думаю, ещё можно было сохранить Союз, если пойти по пути честной конфедерации. То есть не гарантировать главное «посадочное место» для Горбачёва.

Ведь весь Запад, все руководители Цивилизованных стран, они сделали ставку на Горбачёва. Они не знали, чего можно ожидать от локальных только что испёкшихся (лидеров республик – прим. ред.). Свита Горбачёва везде во всём мире трубила, что люди, такие, как я, случайно оказавшиеся в политике, желают занять высокие посты в ЦК КПСС.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!