test

Политика

Оскорбительные жесты Эрдогана и ответ Путина на переговорах – востоковед Геворгян о встрече двух президентов

1 октября 2021, 21:10
Карине Геворгян
Карине Геворгян. Фото: коллаж ОСН
1 октября 2021, 21:10 — Общественная служба новостей — ОСН

Встречи президента России Владимира Путина и главы Турции Реджепа Эрдогана не уникальное явление. Интересы России и Турции пересекаются во многих местах и носят крайне двоякий характер. В области торговли, туризма, энергетики – это взаимовыгодное сотрудничество. Зато на политических направлениях Россия и Турция регулярно оказываются противниками.

Сирия, Ливия, Нагорный Карабах, Украина, Крым – по всем этим пунктам между нашими странами существуют серьёзные разногласия, иногда доходящие до прямого военного противостояния.

Поэтому рабочий визит главы Турецкой Республики не мог быть просто рядовой встречей, к которой вынуждает дипломатический этикет. Тем более, как рассказала на заседании клуба «Улица правды» 30 сентября востоковед Карине Геворгян, она сопровождалась множеством знаковых событий. О том, что ускользнуло от внимания центральных российских СМИ, рассказал корреспондент Общественной службы новостей, присутствовавший на заседании.

Внезапный визит

Геворгян подчеркнула, что приезд Эрдогана не планировался задолго. Идея о встрече возникла после дипломатических шагов Сирии:

«15 сентября постфактум мы все узнали, что в Кремле побывал президент Сирии Башар Асад. Именно сразу после этого Эрдоган запросил у Москвы и Владимира Путина личной встречи. И она была назначена на 29-е (сентября – прим. ред.).

У меня были все основания предполагать, что она может не состояться, потому что 28-го числа военные корабли НАТО (испанские, болгарские, турецкие) начали военно-морские учения у берегов Грузии. Согласитесь, Сочи совсем рядом. Поэтому я не исключала, что это такая демонстрация сил. И, может быть, Москва на этом фоне даже отменит визит (Эрдогана – прим. ред.). Тем не менее он состоялся».

Необъяснимая задержка

Геворгян рассказала, что внимательно следила за ходом визита, поэтому смогла обнаружить нехарактерные временные аномалии:

«Эрдоган прилетел в аэропорт Сочи в 12:15, а переговоры начались в 14:30. Значит, 2 часа 15 минут (между этими моментами – прим. ред.). Ехать от аэропорта в Адлере до резиденции «Бочаров ручей», 40 минут (ну, час).

Хорошо, (предположим – прим. ред.) пока подгоняли трап, пока он спускался. И всё-таки понятно, что какое-то время или где-то он был, или заставили его ждать. Второе я, по крайней мере, не исключаю».

Загадочный спутник

Востоковед обратила внимание, что Эрдоган прибыл в нашу страну в сопровождении. И речь идёт вовсе не о сотрудниках службы протокола или охране:

«Эрдоган прибыл не один, а с очень близким для себя человеком: главой турецкой разведки MIT Хаканом Фиданом, человеком резким. Он не является профессиональным разведчиком, это назначенная фигура. И он позволял себе очень резкие высказывания в адрес России, можно сказать: грубые, не дипломатичные. Чего, за исключением некоторых высказываний 2015-го года, не позволял себе сам Эрдоган, всегда придерживаясь вежливой и сдержанной дипломатической риторики.

Казалось бы, симметрично рядом с Путиным мог быть Нарышкин (директор СВР РФ – прим. ред.). Он мог или присутствовать рядом, или вести отдельную встречу со своим турецким коллегой. Но ничего об этом мы не знаем. Судя по всему, Нарышкина там не было.

Возникает вопрос: когда Эрдоган брал с собой Хакана Фидана, он, вероятнее всего, рассчитывал на какой-то разговор с его участием, который может состояться? Судя по всему, этого не было. Потому что даже при переговорах за закрытыми дверями присутствовали только двое лидеров и переводчики».

Победный танец Путина

Аналитик обращает внимание не только на то, что говорят политики, но и на то, как они это делают. Поэтому от внимания Геворкян не ускользнули некоторые элементы невербального общения глав России и Турции:

«Путин выглядел очень сосредоточенным и явно взвешивал каждое слово, когда говорил. Но когда он не говорил, то был максимально раскован. Я обратила внимание на его ноги. Для меня они свидетельствовали о том, что Путин был весел: он почти пританцовывал сидя, и что у него был хороший прилив адреналина. То есть ему хотелось двигаться.

Я расцениваю это как отсутствие скованности, потерянности. Путин сидел в расслабленной позе с раскрытыми руками и так далее».

Тонкости перевода

Не менее интересным показались аналитику и жесты президентов:

«Если вы обращали внимание, наш президент всегда очень сдержан в жестах, не позволяет себе лишних.

Я помню короткий миг при закладке АЭС «Аккую», когда Эрдоган показывает Путину (жест «большой палец ввер» – прим. ред.). Я очень насторожилась. Потому что на самом деле для этого региона – бывшей Османской Империи, Ирана – этот жест является крайне оскорбительным. Примерно этот жест соответствует нашему, когда мы кладём ладонь на сгиб локтя, а вторую ладонь в это время сжимаем в кулак.

В тот момент Путин не реагировал и также большой палец вверх не поднимал. Так вот, на этой встрече, когда Эрдоган начал говорить и положительно отзываться об уровне российско-турецких отношений, Путин несколько раз показывал «большой палец вверх» двумя руками.

Может быть Путин не держал при этом никакой фиги в кармане, а этот жест использовал в привычном для нас смысле. Но мне, как востоковеду, хорошо известно, что для людей этого региона, особенно традиционных, этот жест является КРАЙНЕ неприличным».

Необъяснимое безразличие

Российские СМИ активно обсуждали визит Эрдогана до того, как он приехал. Новость несколько дней постоянно была одной из главных в повестке. Поэтому весьма любопытен факт, на который указала Геворгян в завершение:

«Я обратила внимание: вчера, 29 сентября, на программе у Соловьёва («Вечер с Владимиром Соловьёвым» на канале «Россия-1» – прим. ред.) ни одного слова про переговоры Путина и Эрдогана. Вообще ни одного.

Так что думайте сами».

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!