В Арктике снова проходят учения сил НАТО. На этот раз в них участвуют ВС Финляндии, Швеции, Норвегии и, само-собой, США. Российский МИД по этому поводу, естественно, выпускает заявления с критикой, называет такие манёвры «провокацией».
Казалось бы, Россия сама регулярно проводит учения, которые вызывают тревогу соседей. Буквально несколько месяцев назад Российская Армия проводила манёвры в Южном Федеральном округе, в непосредственной близости от Украины, чем напугала последнюю изрядно.
Почему же Россия возмущается манёврам НАТО у своих границ? Об этом специальный материал военного эксперта, историка и публициста Александра Широкорада.
Тут две большие разницы: Россия проводит учения у своих берегов и отрабатывает оборонительные операции. То есть готовится к отражению вторжения на свою территорию или в свои территориальные воды.
А чтобы понять, что означают такие учения НАТО, представьте себе, что Россия провела учения в Мексиканском заливе совместно с войсками дружественной Кубы. Какой бы вой подняла американская пресса.
Американцам нечего оборонять в Баренцевом море.
Цель, которую преследуют подобные действия Соединённых Штатов – это интернационализация Северного морского пути. И цель эта поставлена уже давно, она подразумевает, что Севморпуть станет международными водами, которыми каждый может ходить когда угодно, возить что угодно.
Северный морской путь проходит через российские территориальные воды и ряд проливов, тоже принадлежащих нам. Навигация в тех местах сложная. Наблюдается некоторое потепление, но оно «копеечное»: и морозы, и шторма, и льды – всё осталось.
Обеспечить там навигацию может только российская инфраструктура и ледокольный флот. И, соответственно, США хотят, чтобы Россия стала бесплатным лакеем, который помогал бы западным судам ходить этим маршрутом.
Обратим внимание: до с 1917 по 1991 год ни одно западное судно по Севморпути не проходило. И не столько из-за того, что не пускал СССР. Просто тогда не было такой нужды. И до сих пор число западных судов, которые совершают сквозные плавания: 20-25 судов в год.
Оценить сколько там ходит наших судов сильно сложнее. Потому что наша пропаганда под Северным морским путём понимает сквозной маршрут из Мурманска до Владивостока. И по этому полному маршруту у нас проходит на данный момент около полусотни судов в год.
Но от 700 до 1 000 судов проходит часть этого маршрута. Допустим из Мурманска в устье Енисея. Множество судов идут из порта вне Северного Ледовитого океана в порт на его побережье. Кроме того, пароходы класса «река-море» совершают рейсы из Енисея в Лену или Индигирку.
Таким образом, Севморпуть – это главная транспортная артерия Русского Севера. Чтобы понять значимость: на там живёт 5% населения, но на него приходится примерно 25% российского экспорта.
Поэтому цель этих учений не подготовиться к тому, что в какой-то день Россия нападёт на Норвегию. То есть к событию, которое непонятно зачем должно случиться.
Не ничего такого в Норвегии, ради чего Россия захотела бы её захватывать. И при этому Норвегию очень легко оборонять, что было доказано реальными событиями.
В 1940 году, там, где норвежцы хотели, они успешно оборонялись от немецких войск. Затем, когда Норвегия перешла на сторону гитлеровской Германии и на её территории разместились немецкие войска, уже союзники всю войну так и не решились напасть на них.
Даже война в Норвегии закончилась не 8 мая (как во всей Европе) и не 9 мая (как в СССР), а 14 мая. То есть к этому моменту немецкие гарнизоны поняли, что их никто трогать не собирается, и решили сами сдаться. До сих пор память об этом хранят многочисленные монументы.
Так зачем же НАТО продолжает проводить учения у никому не нужных норвежских берегов?
Цель простая: приучить своих солдат действовать в условиях Арктики, проверить, насколько надёжно действует в этих условиях техника. Это можно делать только имея в голове более далёкую цель: военная операция (на данный момент пускай даже гипотетическая) с целью насильственного прохождения кораблей и самолётов через Северный морской путь.
Мы имеем право так считать, потому что после 1991 года, когда российское правительство разрешило прохождение западных судов. И кто же пошёл первым делом? Суда двойного назначения, научно-разведывательные. Именно они составляли половину западных судов, которые ходили туда-сюда по этому маршруту.
При этом Россия только поддерживает всех, кто хочет пройти по Северному морскому пути. Китайские контейнеровозы, Японские контейнеровозы, даже суда со сжиженным газом – все они без проблем проходили. И ни один капитан при этом не жаловался на какие-то препоны со стороны России
Сама природа Северного морского пути даёт достаточно надёжную защиту нашим водам. Потому что в южных морях корабли США подплывают к любым островам, демонстрируя, что они это могут. В Ледовитом океане такая лихость не пройдёт: малейшее изменение погоды, подвижка льдов и они вынуждены будут войти в территориальные воды России.
Но даже при такой естественной защите Россия должна ставить дополнительные оборонительные объекты. Помимо станций и аэродромов нужно ставить на путях, где, вроде бы, никто не ходит, противолодочные стальные сети и подводные противолодочные мины.
Потому что есть места, где подводные лодки могут ходить только по очень ограниченному количеству фарватеров. И нужно обеспечить наши территориальные воды от проникновения по этим путям кораблей противника.
Терапевт СМ-Клиники в Санкт-Петербурге Александр Андреев перечислил временные и абсолютные противопоказания для посещения бани. Об этом он поговорил в интервью с изданием «Газета.Ru». Медик порекомендовал отказаться от посещения бани, если…
Прокуратура Красноярского края сообщила о связи подозреваемого в деле о гибели 17-летней девушки в загоне для свиней в Ужурском районе с её отцом. Об этом сказано в телеграм-канале ведомства. «Предварительно…
Днем во вторник, 26 ноября, в Киеве была объявлена воздушная тревога. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на данные онлайн-карты министерства цифровой трансформации Украины. Также сигнал прозвучал в Киевской, Черкасской,…
Министр ВВС США Фрэнк Кендалл выразил мнение, что война между Вашингтоном и Москвой или Пекином может начаться в любой момент. Его слова приводит РИАН, ссылаясь на Newsweek. Кендалл объяснил, что…
Супруга Александра Буйнова сообщила о намерении подать в суд на тех, кто распространяет слухи о болезни певца, согласно информации, опубликованной Kp.ru. Что известно 26 ноября в медиа появилась новость о…
В России наблюдается значительный рост интереса к внутреннему туризму. Об этом сообщает REGNUM. Согласно опросам «Альфастрахования», 2/3 респондентов предпочитают отдыхать в России. Особенно активно россияне начинают посещать регионы Сибири и…