Цифровые технологии вышли на новую ступень своего развития. Тенденции, показывающие высокие темпы развития цифровизации отмечались и до пандемии, однако она заметно ускорила темпы разработки и внедрения новых технологий.
По данным исследования WEB-Index Mediascope, количество пользователей интернета в России в июле-сентябре 2021 года достигло 100 млн человек, увеличившись за год на 5%. Пользователи интернета составляют почти 70% населения России, многие из которых выключаются из процесса получения информации традиционным способом, чаще выражают недоверие офлайн-СМИ и все чаще получают информацию и узнают новости из онлайн-источников.
Переход на цифровые способы коммуникации произошел не только в личном общении – диалог государства с гражданами все чаще стал осуществляться посредством цифровых средств коммуникации.
За год с 2020 по 2021 год кратно увеличилась доля пользователей, которые коммуницируют с органами власти в интернете – если в 2020 году писали жалобы и обращения в органы власти в социальных сетях около четверти пользователей, то в 2021 году их стало 45%.
Государство стремится сделать процесс коммуникации с гражданами простым и технологичным, применяя результаты цифровизации. А граждане, в свою очередь, с некоторыми опасениями и переживаниями, но включаются в эту коммуникацию, выражают все большие ожидания относительно потенциальной эффективности такой коммуникации, а также выражают запрос на большее присутствие государства в интернете.
Важным условием эффективности коммуникации посредством цифровых средств, в том числе, эффективности обратной связи, является разговор граждан и государства на одном языке.
Чтобы это обеспечить, нужно понять, кто он – российский интернет-пользователь. Причем исследовать это важно в контексте интернет-среды и таким способом, который будет отвечать запросу на удобство, технологичность, оперативность, а в некоторых случаях – и анонимность, при этом удовлетворять потребность пользователей быть услышанными.
В связи с этим все более востребованными с ускорившимися в пандемию темпами развития цифровых технологий становятся инструменты и методы онлайн-социологии, которые отвечают запросам и требованиям интернет-аудитории, обеспечивая при этом репрезентативность и валидность данных.
Одним из инструментов онлайн-социологии, позволяющим изучать и описывать различные группы интернет-пользователей, является сегментация – инструмент объединения пользователей в группы со схожими социально-демографическими характеристиками, психологическими чертами, взглядами на те или иные вопросы. Она обеспечивает проведение углублённого анализа их жизненных установок, а также позволяет определять доли изучаемых групп в общем количестве пользователей интернета.
Таким образом определяются те проблемы и боли, с которыми сталкиваются представители различных групп, в том числе и те, о которых они не пишут на страницах в социальных сетях. Сегментация позволяет изучать, какими платформами и источниками информации пользуются интернет-потребители, каким доверяют, откуда узнают о новостях и контент в какой форме в большей степени готовы потреблять.
Данные, получаемые в результате анализа, позволяют грамотно выстраивать информационные кампании с учетом особенностей различных сегментов интернет-пользователей, находить более индивидуальный подход к коммуникации с ними, что повышает их качество и эффективность.
Сегментация пользователей применяется в исследованиях широкого спектра тематик, и особенно актуальна сейчас – в период пандемии и проведения кампании по вакцинации. В рамках цикла исследований по теме коронавируса большая часть пользователей социальных сетей была сегментирована по группам со схожими восприятием ситуации с коронавирусом, схожими оценками предпринимаемых государством ограничительных мер и мер поддержки населения и бизнеса, а также установками в отношении вакцинации, готовности вакцинироваться и ревакцинироваться. Удалось выделить и описать, например, «сознательных» пользователей, которые соблюдают все необходимые меры профилактики заболевания, положительно относятся к вакцинации и лояльны предпринимаемым властями ограничительным мерам. Также выделена схожая с «сознательными», но в высокой степени обеспокоенная ситуацией группа «напуганных» пользователей и другие сегменты.
Представители каждого из сегментов имеют типичные для них социально-демографические характеристики и жизненные установки, а также способы потребления контента и его источники, информация о которых позволяет более точечно и эффективно информировать пользователей о важных решениях, касающихся пандемии, а также отслеживать результаты такого информирования.
За последние полгода «Диалогом» были опрошены десятки тысяч человек в рамках федеральных и региональных исследований. Инструменты онлайн-социологии, которая является одним из результатов цифровизации, применяются и для исследования отношения интернет-пользователей и к самому процессу развития цифровых технологий – как в целом, так и в рамках отдельных сфер.
Исследования показывают, что люди положительно относятся к цифровизации в целом, безотносительно какой-либо из сфер. Причем в оценках конкретных цифровых решений пользователи, как правило, более позитивны, чем в оценке цифровизации как явления.
Процесс развития цифровых технологий в целом положительно оценивают около половины пользователей. При этом интернет-портал Госуслуг как один из продуктов цифровизации оценивают положительно в полтора раза чаще.
В оценках цифровизации медицины наблюдается обратная ситуация: цифровизация медицины как идея оценивается более позитивно, чем конкретные цифровые технологии, которые могут применяться при оказании медицинской помощи.
Отношение к цифровизация в сфере финансов и банковских услуг также имеет свои особенности и характеризуется в целом высокой вовлеченностью в использование цифровых банковских продуктов и предпочтением онлайн-платежей при оплате различных категорий товар и услуг.
При этом общей чертой в оценках пользователями процессов развития цифровых технологий, как в целом, так и в отдельных сферах, является обеспокоенность в отношении безопасности личных данных при использовании цифровых сервисов, а также запрос на повышение уровня цифровой грамотности.
Лидеры стран Европейского союза (ЕС) планируют призвать Россию проявить «настоящую политическую волю» для прекращения украинского кризиса. Информацию об этом сообщает издание Politico. «Лидеры ЕС призовут Россию "проявить настоящую политическую волю,…
Председатель Союза жилищных организаций Москвы, член комитета по ЖКХ ТПП России юрист Константин Крохин заявил, что только сотрудники управляющих компаний (УК) могут снимать пломбы с счетчиков. Об этом пишет «360».…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян рассказал в телефонной беседе президенту РФ Владимиру Путину о завершении переговоров с Азербайджаном. Об этом в пятницу, 14 марта, сообщает ТАСС. В пресс-службе армянского правительства уточнили,…
В России заведут уголовное дело в отношении бизнесмена Евгения Чичваркина* (признан в РФ иностранным агентом). Об этом сообщили в телеграм-канале прокуратуры Москвы. Надзорное ведомство заявило, что Чичваркин уклонялся от исполнения…
В начале 2025 года российский рынок ноутбуков столкнулся с заметным спадом — объем продаж стал меньше на 20-30%. Одновременно с этим стоимость устройств сократилась на 10-20%. Об этом информируют «Известия».…
Правительство России внесло в Госдуму законопроект, уточняющий порядок возбуждения дел частного обвинения. Новые поправки исправят ряд ошибок в Уголовно-процессуальном кодексе и ускорят процесс подачи заявлений от жертв побоев. Общественная служба…