Вторая часть доклада специалиста по туризму, эксперта КС НКО Елены Никольской. Первая часть была посвящена проблеме делового туризма в мире. Теперь Елена расскажет о российском сегменте этой индустрии.
Рассмотрим деловой рынок туризма РФ по въездным и выездным направлениям. По данным Ростуризма в пятерку лидеров по числу посетивших Россию граждан с целью туризма за 2019 год входят: Китай (409,8 тыс. человек), Германия (349,4 тыс.), Корея (162,1 тыс.), Турция (134,7 тыс.) и Великобритания (134,3 тыс.).
Характерной чертой российского делового туризма является большой дисбаланс выездного туризма и въездного, при этом в абсолютном большинстве во въездном туризме преобладают деловые поездки иностранных граждан в страну, чем отдыхающие туристы. Точной статистики по данному вопросу нет, но по предварительным оценкам эта цифра составляет 9:1.
Всего по данным Ростуризма в 2019 году количество российских граждан выехавшим за рубеж составило — 45 888 935 граждан, что на 15 % меньше 2018 года (в том числе по служебным направлениям 670 227 граждан, что на 7 % меньше 2018 года).
На деловом рынке в пятерку лидеров по выездным направлениям с целью служебного туризма из России вошли: Китай, Германия, Финляндия, Таиланд, Республика Корея. В пятерку наименее посещаемых стран российскими гражданами, с целью делового туризма вошли: Тунис, Мальта, Словакия, Иордания, Канада.
Если учесть, что в среднем рынок делового туризма составляет, по данным экспертов, от 60 до 80% от общего рынка туристических услуг, то можно предполагать, что объем рынка делового туризма в России приблизительно составляет от 250 до 350 млн. долл., что намного ниже абсолютных показателей развитых и развивающихся стран.
К сожалению, в связи с нестабильностью экономики, по оценкам экспертов, объемы российского рынка делового туризма в 2020 году сократятся на 50 % и перейдут в онлайн формат.
На рынке делового туризма встречаются множество проблем, от передела рынка крупными туристскими компаниями до отсутствия четкой статистической информации. Выделим наиболее важные проблемы и состояние делового туризма в Российской Федерации на сегодняшний день:
Цифровые технологии в российском туризме
Одним из направлений решения указанных проблем, является использование цифровых технологий, которые позволяют продемонстрировать оформление зала, показать план выставки, забронировать и продать стендовые площади, а деловые туристы — зарегистрироваться в режиме реального времени.
Ряд веб-сайтов содержат обширный перечень выставочных мероприятий и их участников, они снабжены мощными поисковыми системами. На веб-сайтах размещаются «дневники мероприятия», которые позволяют посетителям записаться на встречу с экспонентами и обсудить интересующие вопросы.
Таким образом, деловой туризм остается одной из наиболее динамично развивающихся областей экономики:
По данным World Tourism Organization, расход на среднестатистического участника конгресса составляет 1540 евро в день. Средняя продолжительность корпоративных бизнес-поездок в другие регионы составляет 7–9 дней, внутри Европы 5–6 дней, по своей стране 3–4 дня.
Определим тенденции, характерные для развития российского рынка делового туризма, отмеченные участниками RBTC (Russian Business Travel Congress):
Таким образом, перспективы развития делового туризма в любом регионе России определяются несколькими факторами:
Для поддержки развития въездного туризма был разработан механизм поддержки туроператоров согласно указу президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и в рамках федерального проекта «Экспорт услуг» национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Указом определен показатель в экспорте российских услуг, который необходимо достичь к 2024 году – это $100 млрд, из них $15,5 млрд должны быть обеспечены за счет экспорта туристских услуг.
Согласно постановлению правительства РФ, субсидии предоставляются юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере въездного туризма и идут на возмещение части затрат туроператоров на трансфер и размещение туристов. Базовый размер субсидии за одного иностранного туриста составляет 1,2 тыс. рублей.
На реализацию программы в 2019 году было выделено 571,3 млн рублей, а в 2020 и 2021 годах – по 821,3 млн. Туроператоры смогут получить субсидии за предоставление услуг по размещению в России туристов из 10 «целевых» стран – Германия, Израиль, США, Франция, Италия, Великобритания, Испания, Корея, Индия, Япония.
В московском парке Яуза появились необычные снеговики. Как сообщает Telegram-канал «Москва 125», фигуры выполнены в виде Снусмумрика и Муми-тролля. «Снусмумрик и Муми-тролль рыбачат в парке Яуза», — говорится в…
Избранный президент США Дональд Трамп использует угрозы повышения пошлин на товары из Канады и Мексики как средство давления на эти страны по вопросам контрабанды опиоидов и нелегальной миграции. Политолог Малек…
В Красноярске в аэропорту Емельяново самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Россия» вернули на стоянку со взлетной полосы. Об этом сообщает Telegram Aviaincident. По имеющейся информации, причина в срабатывании сигнализации одной…
Пресс-секретарь губернатора Херсонской области Владимир Василенко заявил, что украинские войска обстреляли Новую Каховку из миномета. Его слова приводит ТАСС. Василенко уточнил, что в результате обстрела поврежден автобус – трое погибли,…
В Великобритании ушёл из жизни самый старый мужчина в мире. Об этом сообщает издание Mirror. Речь идёт о Джоне Альфреде Тиннисвуде. Как сообщила семья британца, он скончался на втором веку…
Эксперт по найму персонала, директор платформы «Мигрант-Сервис» Андрей Кладов заявил, что трудовые мигранты чаще стали возвращаться на родину. Об этом сообщает URA.RU, По его словам, это происходит несмотря на рост…