test

Мнения

Олег Смолин: Болонская система вводилась в интересах политической элиты России

Олег СМОЛИН
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по науке и высшему образованию
12 октября 2022, 18:30
12 октября 2022, 18:30 — Общественная служба новостей — ОСН

В российском информационном поле широкое обсуждение получила предстоящая реформа высшего образования.

По мнению ряда специалистов, внедренная в высшее образование Болонская система существенно снизала уровень квалификации выпускников отечественных вузов.

Эксперты отмечают, что в контексте международного кризиса и резкого ухудшения отношений между Россией и странами Евросоюза, актуальность применения принципов Болонской системы существенно снизилась.

Нужна российскому высшему образованию Болонская система, предполагающая двухцикловое обучение (бакалавриат и магистратуру)?

Собственную точку зрения по данному вопросу представил Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по науке и высшему образованию Олег Смолин:

***

Болонская система внедрялась в российское образование принудительно и именно она стала одной из причин снижения качества образования.

Отметим, что с 1996 года в России было разрешено на добровольных началах использовать Болонскую систему. Система, в рамках которой можно было одновременно реализовывать и Болонскую систему, и российско-советскую систему специалитета существовала в стране с 1996 по 2011 год. Большинство вузов в то время выбирало специалитет и только 10% бакалавриат. Соответственно, 90% выпускников выходили из вузов специалистами.

Сегодня ситуация прямо обратная.

В 2007 году был принят, а в 2011 году был окончательно введен в действие федеральный закон, который сделал Болонскую систему принудительной, что, в итоге, привело к снижению качества образования.

К примеру, эксперты в области технических наук говорят, что при прежней системе специалист готовился как конструктор, а бакалавр готовится как будущий пользователь чужими конструкциями. Отрадно, что наконец-то многие в нашей стране осознали, что нельзя быть пользователями.

Ключевая идея новой системы образования – это возвращение к добровольному участию вузов в Болонской системе. Ученые советы, ректоры вузов должны сами понимать – какая система обеспечит более высокое качество образования.

Полагаем, что принудительное введение Болонской системы было связано с политической ориентацией российской элиты. Данная политика предполагала обеспечить, по максимуму, даже не окно, а огромные ворота в Европу. Прежде всего с целью обеспечить эти ворота детям этой элиты.

В первую очередь образование должно работать в наших национальных интересах и готовить более квалифицированные кадры для своей страны.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!