test

Алексей Ярошенко: Американский шовинизм: эмоции ненависти превалируют над разумом и даже выгодой

Алексей ЯРОШЕНКО
Политолог, общественный деятель
27 апреля 2022, 19:41
27 апреля 2022, 19:41 — Общественная служба новостей — ОСН

«Они пекутся только о своих собственных правах, кто-то исходя из своих имперских амбиций, а кто-то по-старинке, исходя из своего колониального прошлого», – В.В. Путин.

blockquote

Россия борется с нацизмом. Территориально это происходит на Украине. Но необходимо понимать, что украинский провинциальный шовинизм с фетишизацией германо-нацистских атрибутов — не главный противник России. Сегодняшние укронацисты — всего лишь инструмент настоящего идеологически обоснованного, экономически крепкого и обладающего серьёзной военной мощью нацизма. Расовые предрассудки, иллюзии о собственной исключительности, слабость врагов и недееспособность союзников веками культировали в недрах западного истеблишмента нацистскую идеологию.

Марксисты, надо отдать им должное, предупреждали о том, что западный капитализм придёт к чему-то подобному. Они называли это империализмом, который характеризуется господством крупных монополий, борьбой между крупными капиталистическими странами за источники сырья и рынки сбыта, за чужие территории и эксплуатацию других народов, что в конечном итоге приводит к агрессивным войнам за новый передел мира.

Парад ку-клукс-клана в Вашингтоне, 1928 г.

Мы привыкли думать, что всё это осталось позади – в колониальной эпохе. Точнее Запад пытался нас в этом убедить десятилетиями пропаганды леволиберальных ценностей. Не так давно ряд западных политиков даже предпринял фейковую попытку покаяться за содеянное во времена колониализма. За несколько веков убийств, грабежа и рабства они снесли пару памятников, постояли на коленях перед чернокожими, да и, пожалуй, всё. На волне этого мудрые американские элиты ещё и протащили в кресло президента недееспособного старика, чтобы никакого контроля над ними не было вообще.

Об американской политической мудрости надо сказать отдельно. В академических кругах не изучается и не обсуждается ни один крупный самобытный американский философ. По одной простой причине – их просто нет, как и нет никакой американской философской школы. Речь не о теоретической политической или социальной науке, и речь не о известных философах из Америки, и те и другие в США есть. Речь именно о философии, как системе ценностей и комплексном мировоззрении, речь о родоначальниках крупных мыслей, которые становятся почвой для размышлений на десятилетия или века. В истории США не было и нет фигур подобных Сократу, Конфуцию, Канту, Руссо, Гегелю, Ницше, Марксу, Ильину. Американская культура не дала подобных мыслителей.

Надо отметить, что все мировые цивилизации давали начало философским направлениям и школам. Старая Европа породила немецкую классическую философию, комплексно проработанную левую идею и, конечно, либерализм, за идеалы которого не одно поколение европейцев проливало кровь. Россия создала одно из самых глубоких направлений религиозной философии, а также сильную консервативную мысль. Китай и Индия развили самобытную восточную философию. Каждое из этих религиозных направлений абсолютизируют нематериальные ценности своей материнской культуры. Поэтому неудивительно, что в США не появилось ни одного значимого аутентичного философа – в американской культуре нематериальные ценности уступают материальным.

Америка – апофеоз духа капитализма, американская культура – это абсолютизация примата материального над нематериальным. Поэтому американские школы политологии и социологии славятся разработанностью практических и прагматических вопросов. По сути, в США развили два крупных направления прикладной политологии: как выиграть выборы и как удерживать власть на международной арене. Авангардом всего этого является, конечно, политический реализм, отрицающий какие-либо другие факторы на международной арене, кроме силы и национальных интересов. Именно его положения исповедует американский истеблишмент, который живёт в мире материального.

Советский плакат 1962 г.

Именно политический реализм, не признающий нематериальных ценностей, в итоге расколет американское общество. Дело в том, что политический реализм в XX веке был концептуализирован, а появился как набор ценностей очень давно. Можно сказать, что западные политические элиты из поколения в поколение эти ценности передавали, это стало их государственной традицией. В конечном итоге, они, руководствуясь этими ценностями, сумели построить пресловутое общество потребления с высоким уровнем жизни. Благодаря сначала колонизации, а потом переводу производства в страны третьего мира Запад безвозмездно использовал материальные и человеческие ресурсы других народов. В силу того, что все материальные потребности удовлетворены высокий уровень жизнь обеспечивает для общества переход к доминированию нематериальных ценностей. Именно отличие в уровнях исповедуемых ценностей и создаёт непонимание между американским элитой и обществом. Сложно объяснить сытому общество, что за эту сытость надо платить кровью туземцев.

Это непонимание уже вылилось в антиистеблишментные настроения, которые удалось купировать благодаря тому, что одна из частей элиты оседлала мейнстрим – история с фейковым покаянием за отказ от политического реализма. Бомбой замедленного действия является то, что никакого отказа от политического реализма не случилось. И американская политическая элита по-прежнему рассматривает весь мир, как плацдарм для реализации собственных интересов, которые далеко не всегда являются национальными.

Ценностные противоречия между элитой и населением в США раньше преодолевали благодаря шовинизму. Политический реализм как руководство к действию имел обслуживающую идеологию – это шовинизм, который долгие годы объяснял американскому обществу необходимость жёстких действий по отношению к «чужим» американской исключительностью и, соответственно, неполноценностью «чужих». Политический реализм на роль чужих назначал априори слабые, но богатые государства и народы, то есть такие за счёт которых можно относительно дёшево поживиться. Шовинизм объяснял широкому американскому зрителю, почему эта жертва плохая. Нельзя же сказать, что мы будем воевать в Ираке не потому, что там диктатура, а потому, что считаем, что можем легко отжать их ресурсы. Алгоритм простой: политический реализм выбирает жертву – шовинизм объясняет её неполноценность – американцы поддерживают военное вмешательство своего государства во имя демократии и высоких идеалов.

Проблема для США заключается в том, что они заигрались с шовинизмом. В какой-то момент шовинизм из инструмента превратился в первопричину внешней политики США. Это значит, что чужим становилось уже не априори слабое и богатое государство, а государство, не похожее на США, и народ, не похожий на американцев. В силу высоких издержек и маловероятного успеха политический реализм никогда бы не объявил войну России. Пусть даже и прокси. На это способен только американский шовинизм, в котором эмоции ненависти превалируют над разумом, человеческими ценностями и даже выгодой. Именно случилось на Украине. США руками укронацистов, которых они перед этим накачивали человеконенавистнической идеологией и вооружением, готовились ко вторжению на территорию России. Спецоперация – превентивный удар против нацистов, единственный способ не допустить повторения 22 июня 41-го.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!