test
Общество
21 апреля 2023, 19:04

Юрист Хаминский: К персональным данным все чаще относятся как к товару

21 апреля 2023, 19:04
21 апреля 2023, 19:04 — Общественная служба новостей — ОСН

Звонки телефонных мошенников, оформленные на третьих лиц кредиты, навязчивая реклама, незаконная налоговая оптимизация — все это результат утечки или иного неправомерного использования персональных данных наших сограждан. Юрист, специалист по информационной безопасности Александр Хаминский рассказал в интервью Общественной службе новостей, как известные интернет-сервисы зарабатывают на партнерских программах путем передачи сведений о своих клиентах другим коммерческим организациям.

«Пункты, касающиеся согласия на обработку, хранение и передачу персональных данных, обычно располагаются где-то в конце»

blockquote

«На что обращает внимание покупатель, заключая письменный договор о приобретении товаров или услуг? В лучшем случае, на сам предмет договора, стоимость и сроки исполнения. Пункты, касающиеся согласия на обработку, хранение и передачу персональных данных, обычно располагаются где-то в конце, и прочитать их в полном объеме у среднестатистического потребителя почти никогда не получается. А зря, потому что противоположная сторона договора составляет согласие на обработку таким образом, что становится фактически хозяином имен, фамилий, адресов и, что важнее всего, информации о платежеспособности своих клиентов», — заявил Хаминский.

Он напомнил, что, подписывая договор в очном режиме, потребитель имеет возможность просто-напросто зачеркнуть те пункты, которые нарушают его права и охраняемые законом интересы.

«У гражданина нет никакой альтернативы, кроме как согласиться с предложенным режимом хранения»

blockquote

«Однако, вступая в отношения посредством сети Интернет, такая возможность отсутствует полностью. И если есть потребность приобрести товар или услугу, как говорится, здесь и сейчас, то у гражданина нет никакой альтернативы, кроме как согласиться с предложенным режимом хранения и использования его персональных данных, которые в дальнейшем могут стать самостоятельным товаром в руках недобросовестных коммерсантов», — рассказал юрист.

По его словам, ярче всего иллюстрируют эту ситуацию интернет-сервисы по продаже билетов на культурно-зрелищные мероприятия: у таких онлайн-касс количество клиентов исчисляется миллионами.

«Уже ранжированная информация может на тех или иных условиях передаваться партнерам или вовсе продаваться»

blockquote

«Их несложно разбить на категории, исходя из критериев платежеспособности, интересов, адреса, места жительства и многих других. А уже ранжированная информация может на тех или иных условиях передаваться партнерам или вовсе продаваться. Например, если вы приобретете театральные билеты на сайте, то в самое ближайшее время в вашу почту начнут сыпаться письма от партнеров с предложениями призов и подарков, которые являются ничем иным, как маркетинговыми уловками в целях навязывания своих товаров», — заметил собеседник ОСН.

По его словам, одни фирмы станут активно навязывать смартфоны и планшеты, другие — матрасы, третьи — бытовую технику. Он отметил, что если внимательно присмотреться, то в каждом таком письме можно найти идентификатор партнера — той самой онлайн-кассы.

«То есть, из нас без нашего на то желания делают целевую аудиторию для рассылки чужой рекламы»

blockquote

«А теперь давайте отвлечемся от дел торговых и обратим внимание на высокое искусство. Есть в Москве замечательный Музей русского импрессионизма. Зайдя на его сайт, первое, что видим, это красная кнопка «купить билеты». Нажимаем на нее, попадаем в список билетов различных категорий. А дальше начинается самое интересное. Определившись с билетом и подтвердив свой выбор очередным нажатием на кнопку, мы уходим с сайта музея и оказываемся на площадке сервиса, призванного помочь музеям, театрам и иным подобным организациям осуществлять продажу билетов.

Не ожидая подвоха, идем дальше. И попадаем в окно, в котором необходимо заполнить графы с персональными данными. Красной ссылкой горит надпись «Политика новостной и рекламной рассылки и связанная с ней обработка персональных данных». Не поставишь галочку о согласии, не сможешь приобрести билет в музей. То есть, из нас без нашего на то желания делают целевую аудиторию для рассылки чужой рекламы», — рассказал Хаминский.

Кому-то, продолжил он, может показаться, что ничего страшного нет, если сотрудники неких фирм, «оказывающих вам услуги, будут знать ваш телефон, адрес и прочую информацию, которую вы, кстати, не раздаете первым встречным».

«Сведения личного характера могут стать информационной подпиткой к совершению кибер-преступлений»

blockquote

«На самом деле, сформированные надлежащим образом и ранжированные по определенным признакам базы представляют интерес как для обычных коммерсантов, так и для представителей криминального мира. Попав к последним, сведения личного характера могут стать информационной подпиткой к совершению кибер-преступлений, мошенничеству и иным противоправным действиям», — подчеркнул юрист.

Он отметил, что Верховный суд и Генеральная прокуратура неоднократно заявляли о недопустимости истребования персональных данных граждан и постановки вопроса о заключении договоров о продаже товаров и услуг в зависимость от факта предоставления таких сведений.

«С учетом того, что все больше преступлений совершаются с использованием персональной информации о частных лицах, пришло время правоохранительным и иным контрольно-надзорным органам принять волевое решение о выработке и реализации специальных алгоритмов выявления нарушений законодательства о защите персональных данных», — резюмировал собеседник ОСН.

Ранее юрист Олег Бабич посоветовал «откатать назад» цифровизацию ведомств, пока россияне не освоят интернет. В частности, из-за нее гражданам стало сложнее зарегистрироваться в качестве безработных в центрах занятости населения.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!