Военный психолог Захаров: Драки формируют гуманное отношение к окружающим

17 марта 2025, 18:57
Изображение сгенерировано нейросетью Шедеврум
17 марта 2025, 18:57 — Общественная служба новостей — ОСН

Подростковая агрессия занимает особое место среди проблем переходного возраста. Нередко она выливается в травлю и насилие толпы над человеком. Некоторые считают, что этому, в числе прочего, способствует большое распространение клубов по боевым искусствам. С этим не согласен военный психолог, ветеран боевых действий, эксперт ЮНЕСКО по программам «Дети Чечни» и «Дети Беслана», полковник Алексей Захаров.

В интервью Общественной службе новостей психолог выразил мнение, что именно умение драться может помочь в борьбе с подростковым насилием и ситуациями, когда «свора нападает на одного». Драки полезны как испытание своей физической силы — по их итогам можно оценить эффективность своих действий и скорректировать их.

«Это нормальный вариант развития мальчика, ничего плохого здесь нет, — подчёркивает Захаров. — Это ещё и возможность сброса агрессии. Но драки должны проходить по правилам, так как они регулируют систему гуманного отношения. Они стимулируют развитие физической культуры, что тоже в дальнейшем пригодится».

Психолог сетует, что некоторые мамы запрещают детям драться и даже наказывают их за это. Учителя также порицают такое поведение, упирая на тот момент, что нужно искать другие способы решения конфликта. Однако, по словам эксперта, физический поединок способен научить детей правильно взаимодействовать — в том числе учиться решать вопросы без кулаков, если в этом нет крайней необходимости.

Захаров отмечает, что у любой драки всегда есть правила, а кроме того, существует такое понятие, как «честная драка». По его мнению, именно такая «честная драка» определяла пути и способы взаимодействия между подростками — грамотные, правильные и справедливые.

«Драка всегда лежала в основе справедливого решения — пусть силового, но справедливого. И, что ещё очень важно, драка формирует волевые принципы. То есть это применение силы на основе воли. Иначе мы получим вместо проявления силы проявление насилия», — уверен полковник.

Возникает вопрос: кто должен прививать правила честной драки и другие принципы взаимодействия между людьми? Захаров отмечает, что если раньше этому учили во дворе и на улице, то теперь объяснить правила честного поединка должны родители или тренер.

«В современных условиях целесообразно отдать ребёнка в спортивную секцию, где его обучат единоборствам и научат проявлять не только силу, но и волю. Главное — родители должны быть уверены в авторитете и разумности спортивного наставника. Чтобы правила чести в спорте для него были самым главным. Подход, при котором победа превыше всего, — это страшный вариант. Победа не превыше всего. Превыше всего — честь», — категоричен Захаров.

Отсутствие же навыков честного боя приводит к неумению контролировать свою силу и разгулу насилия. Именно поэтому всё чаще происходят истории, когда группа подростков нападает на одного и бьёт его ногами по голове. Психолог подчёркивает, что нападение нескольких человек на одного — это не драка, а избиение. И если запретить детям драться по правилам, то рано или поздно случится ситуация, которую они попытаются решить стайным нападением — зная, что отпора не будет. В данном случае нападающим и не надо уметь драться, ведь им никто не ответит.

«Меня научили драться во дворе. Мы дворовой командой дрались против команды другого двора. И там были совершенно разумные, чётко выстроенные правила. Эти драки требовали проявления мужества, потому что я должен был себя показать перед глазами своих товарищей, не упасть лицом в грязь, я должен был их как бы защищать, то есть быть на равных с ними. Это очень серьёзные и важные волевые факторы», — вспоминает психолог.

Захаров отмечает, что подобные драки никогда не происходили без причин — у них всегда был справедливый повод. При этом бывали и внутренние, дружественные драки — когда ребята просто мерились силой, и никто не хотел никому причинить вреда. По его словам, состязания такого рода воспитывают мальчика, выстраивают его в системе действий боевого коллектива, в системе волевых принципов.

«А волевые принципы создают факторы воли. То есть он начинает развиваться как человек. Это влияет на систему его ценностей в целом, выстраивает её грамотно. И самое главное — ребёнок приучается управлять своей силой, выстраивает систему применения силы, основываясь на противодействии. Он знает, что будет противодействие, и начинает осознавать в процессе этих вещей гуманный фактор: он никогда не поднимет руку на беззащитного», — объясняет эксперт.

В заключение Захаров отметил, что, по сути, драка формирует гуманное отношение к окружающим. По его словам, среди достойных людей вопрос справедливости всегда стоял во главе угла — кого и от кого защищать. Насильственные же действия воспринимаются как потеря лица и чести.

Ранее специалисты предупредили о вреде фастфуда для зрения и осанки у детей.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.