Общество

В чем причина детской депрессии и как уберечь ребенка от суицидальных мыслей — объясняет психиатр

26 декабря 2022, 13:53 — Общественная служба новостей — ОСН

По данным РБК, в 2021 году число детских самоубийств возросло на 37,4 % по сравнению с прошлым годом и составило 753 случая. Страшно подумать, какие данные мы увидим по итогам непростого 2022 года. О причинах этой ужасной статистики, а также о том, как вовремя распознать детскую депрессию и предотвратить печальные последствия, Общественная служба новостей поговорила с и.о. руководителя отдела детской психиатрии Научного центра психического здоровья Еленой Балакиревой.

ПАНДЕМИЯ, АНОРЕКСИЯ, СИНИЙ КИТ

— Елена Евгеньевна, с чем вы можете связать столь внушительный рост этой печальной статистики, причем именно за 2021 год?

— Прежде всего, с усилением коронавирусной пандемии. Дети были закрыты на режим, лишены социума, в связи с чем у них возникали тревожные расстройства, панические атаки, страх, что у родных и близких, у них самих может неожиданно наступить смерть — полагаю, это и вызвало такую волну. Плюс, конечно, это СМИ, в том числе сайты, которые посвящены детям-суицидантам. Таких сайтов много, и когда дети остались предоставленными сами себе, эти сообщества — такие, как «Синий кит» и прочие, стали набирать обороты. Возможно, это тоже послужило катализатором. Когда дети остаются предоставленными сами себе, к ним попадает лишняя, ненужная информация, и возникает цепная реакция.

— Можно поподробнее насчет этого «Синего кита» и прочих обществ? Что они собой представляют, как действуют?

— Это сообщество, в которое дети попадают по цепочкам. Как бы игра, в которой они выполняют разные задания. Сначала они безобидны, выполнив их, ребенок может стать частью этого сообщества. Он должен исполнить одно, другое, третье задание, так детей втягивают, как в какой-то лабиринт. Дальше задания усложняются, и постепенно жертве внушается, наверное, каким-то психолингвистическим программированием, что жизнь там — которой нет, на самом деле — более радужная, более красивая. Что переход туда — это доказательство силы. И, соответственно, дети на это попадаются, потому что нигде, ни в одном подобном сообществе не говорится: первое, что происходит в результате насильственной смерти, вызывает у окружающих естественное неприятие, отторжение. Потому что это расслабляются все сфинктеры, и человек оказывается в своих нечистотах. Нет, вместо этого детям рассказывают о красивой жизни, которая якобы начинается с момента смерти — как правило, это полет, как будто ребенок парит над всеми и испытывает моменты удовольствия.

Увы, дети на это попадаются из-за так называемого поискового поведения, когда дети, помимо прочего, ищут адреналина и, конечно, удовольствия. Печальную известность получило сообщество «Собачья смерть», продвигающее идею нажатия на собственные сонные артерии и вызова гипоксии — недостатка кислорода. Это вызывает легкую эйфорию и, по сути, в сознании и подсознании теряется грань между жизнью и смертью. В поисках удовлетворения и получения некоего экстатического чувства, когда руки не слушаются, и голова отказывает, погибло немало детей.

Нельзя не отметить, что в последнее время все чаще можно встретить смерть несовершеннолетних от нарушений пищевого поведения. Детская анорексия — это единственное заболевание в детской психиатрии, от которого пациенты умирают. Только по анорексии и по пропаганде суицидального поведения среди этих девочек существует более 221 сообщества и 57 сайтов, где написано про так называемых «девочек-бабочек» и ведется пропаганда высокой философской оценки смерти от голодания: ты не ешь, значит, уподобляешься высшим существам, потому что очищаешься. В общем, причин этой печальной статистики очень много, и скажу еще раз: по моим впечатлениям, нарушение социализации и отсутствие нахождения в социуме, конечно, обострило эти проблемы.

— Кто может, по-вашему, владеть этими сообществами, а главное — зачем, с какой целью?

— За аноректическими сообществами стоят люди, пережившие это, и люди, в общем-то, с нарушенной психикой. За «Синими китами»… возможно, это плохо — так говорить, но есть предположение, что это пришло к нам с Запада, немножко, так сказать, навязано западным сообществом. К сожалению, такой вывод можно сделать и по соответствующей литературе, и по принципу возникновения.

НАБЛЮДАЙТЕ ЗА ПОДРОСТКОМ ИЗ ТЕНИ

— Кошмар. Как же оградить своего ребенка от этой дряни?

— Элементарно. Любить ребенка и сопровождать его по жизни, быть всегда рядом. Интересоваться не только учебой ребенка, а быть ему в первую очередь другом, потому что когда ты друг, то знаешь о ребенке все. Пусть он сидит в компьютере, но если у тебя складываются с ним доверительные отношения, тебе ребенок рассказывает о первых своих поисковых шагах в этом мире запутанных сетей. Если что-то происходит в школе, если кто-то угрожает или хочет убить, дети в первую очередь идут к родителям, и наше невнимание и, простите, зацикленность на зарабатывании денег, без которых, конечно, не проживешь, нас отвлекают от самого главного — от воспитания. Поэтому я уверена: если ребенок твой друг, это его спасает. Даже если он попадает в тяжелую ситуацию, концом которой может быть суицидальная попытка, и ты рядом, то сможешь это предупредить. А если тебе это неинтересно, и ты надеешься, что проблема как-то решится сама.  по себе, то… То ребенок может попасть к нам, и это в лучшем случае. Недаром существуют кризисные центры, и психологические, и психиатрические, куда родители добровольно могут привезти ребенка в случае появления таких расстройств — без постановки на учет. Там ему окажут профессиональную помощь, а в случае необходимости госпитализируют.

— Быть ребенку другом это хорошо, но зачастую, как известно, подростки стремятся, наоборот, всячески оградиться от родителей, даже если до подросткового возраста у них были идеальные отношения. Как быть в такой ситуации?

— Начнем с того, что это совершенно не обязательно. Если родители знают круг общения ребенка, то они знает, что ему интересно. Никто не отменял семейные праздники, приглашения в гости. Если даже ребенок отодвинулся от самых близких — от мамы с папой, то по друзьям люди в семье все равно знают, чем интересуется ребенок. В социальной ли он среде или попал в какую-то трудную жизненную ситуацию, асоциальную. Какое у него настроение, когда он приходит домой. Можно не разговаривать с ребенком, если тот противится разговорам, но при этом наблюдать за всем происходящим, держать его уже не на поводке, отпускать. Но, уходя в тень, продолжать наблюдать за ребенком.

— А что делать, если ребенок попал в какой-то асоциальный круг?

— В первую очередь обратиться к клиническому психологу, для того чтобы понять, с чем мы имеем дело. На это и родители, и дети обычно идут более охотно, чем на визит к психиатру.. Это или социальная проблема, или проблема патологически протекающего пубертатного или предпубертатного криза. И если психолог — именно клинический психолог, который знает норму и патологию — подозревает, что это не просто случайное попадание, а связано с изменениями личности, с ее взрослением, с поисковым поведением, свойственным детям, то, конечно, нужно бежать и обращаться за профессиональной психолого-психиатрической помощью. Если это просто тяжелая жизненная ситуация, то, конечно, постараться оказать ребенку сопровождение, возможно, с помощью когнитивно-поведенческой терапии — по поводу сообщества, по поводу школ. Опять же, с помощью групповой психотерапии, когда дети с подобным поведением оказываются в общей среде, и с ними работают очень грамотные люди, которые каждый шаг рассматривают, обсуждают и помогают, находят выходы, пытаются заинтересовать ребенка— в первую очередь это спорт, особенно командный, он помогает выйти из такой сложной ситуации.

Нельзя не отметить, что у каждого человека есть какие-то способности к чему-либо, и даже если это не спорт, то это, например, рисование, музыка, это в принципе может быть любая сфера полезной деятельности. Главная задача — вытащить ребенка из среды, подобное заменить как бы антиподобным. То есть среда у человека будет, но уже с другими интересами. Как правило, в асоциальную компанию идут дети, которые теряют себя. А где дети с тяжелым поведением, там легче утвердиться, легче произвести хорошее впечатление. Что лежит в основе всего? Быть хорошим, любимым, чтобы тебя кто-то оценил. К счастью, сейчас для этого полно всевозможных кружков и секций, хотя большая их часть, увы, платная.

БУЛЛИНГ И ДЕТСКАЯ ДЕПРЕССИЯ

— Елена Евгеньевна, затронем тему детской депрессии. Что к ней приводит?

— Ну, здесь присутствует огромное количество факторов. Это может быть как результат потери, утраты, посттравматического стрессового расстройства. То есть, если говорить русским языком, это смерть близкого в семье — бабушки, дедушки, даже кошки или собаки, потому что дети очень любят животных, для них это так же важно, как и потеря человека. Это конфликты в семье, это злоупотребление или вообще тяжелая алкоголизация в семье. Конечно же, катализатором может стать развод. Ну и не в последнюю очередь это отсутствие взаимопонимания в школе.

Одна из наиболее тяжелых проблем, которая является также и причиной суицидального поведения — это буллинг в школе, когда травле подвергается ребенок с какими-то особенностями психопатологическими или личностными. Например, домашние дети, ребята, которые медленнее развиваются или растут, меньше могут проявить себя в обществе по причине гиперопеки дома. Если личность сильная, эмоционально волевая, то она терпит, а если ребенок более слабый личностно, то его можно довести и до суицидального поступка. Травля ведь тоже разная бывает, это могут быть просто слова, могут быть плевки, может быть нанесение травм. Так недолго и заболеть депрессивным расстройством.

Одну причину здесь не назовешь, это и социальные, и экономические, и культуральные проблемы. Также может быть просто генетическая склонность к формированию депрессивного расстройства — это нарушение серотонинергической системы. Те же долгие российские зимы, когда нет солнышка, влекут за дефицит серотонина, это тоже приводит к развитию депрессивных расстройств. Поэтому это такое полеидеологичное полиморфное состояние.

— Что необходимо предпринять родителю, если его ребенок подвергается травле? Конечно, первое что приходит в голову — это сменить школу, но все ли так просто?

— Вы совершенно правы, это первое, что может прийти на ум. Но, опять же, если буллинг связан с психологическими проблемами ребенка и мы видим некую некомпенсированность, незрелость возрастную, то, наверное, нет повода сразу менять школу, а есть повод, например, перевести на индивидуальное обучение, до периода дозревания. Потому что необходимость поддерживать беседы в классе иногда обостряет проблемы. То есть нужно на какое-то время вывести ребенка из коллектива. Или, опять же, постараться вступить в какие-то доброжелательные отношения с одноклассниками — на уровне родительских сообществ. А смена школы сама по себе несет определенные риски. Если у ребенка есть какие-то, так сказать, нюансы, то в другой школе, они могут только ухудшиться. А если старая и новая школа находятся в одном районе, то из первой дети могут передать информацию во вторую. Ничем хорошим это обычно не заканчивается.

Иногда бывает так, что у ребенка трудности с освоением программы, что у него просто не получается учиться, и он это компенсирует некой клоунадой, веселым поведением. Потом он истощается, а окружающие уже привыкли, что если его довести, поддразнить — поначалу, — то он будет клоуном. А ребенок истощился и клоуном не хочет быть, и тогда дразнилки превращаются именно в травлю, постепенно буллинг становится сильнее. Для тех, кто располагает средствами, наиболее оптимальный вариант — частная школа, хотя бы на короткое время. Коллектив там меньше, человек 5-10 в классе, за счет этого каждому ребенку уделяется больше внимания. Есть так называемые классы здоровья, где детки могут быть с подобными не обязательно психическими, а соматическими расстройствами — например, с бронхиальной астмой или нарушениями зрения. Есть классы для тех, у кого формирование личности идет немного позже, и детям в этих классах бывает легче адаптироваться, а с моментом взросления бывают очень удачные переходы в обычные школы — даже возвращение в те классы, откуда ребенок пришел.

НУЖНЫ ЛИ ДЕТЯМ АНТИДЕПРЕССАНТЫ

— Как на ваш взгляд, если у ребенка уже именно диагностирована депрессия, то имеет ли, для него смысл принимать антидепрессанты, или детям это однозначно противопоказано?

— Есть так называемая депрессивная триада, описанная Вертоградовой: это идеаторная заторможенность, моторная заторможенность и идея отношения. Когда, кроме снижения настроения, наблюдается снижение умственной способности, проявляющееся в ухудшении работоспособности, в тяжести усвоения материала, который ребенок до этого усваивал очень хорошо, в нарушении памяти, внимания — это идеаторная часть. Моторная — это когда любое движение причиняет огромную боль, и для движения нужны силы, ребенок становится моторно скованным. Надо идти в школу, а ребенок не может встать, у него просто нет сил: ни поднять руку, ни поднять ногу, он засиживается, залеживается в кровати, он закрывает шторы и уходит, как улитка, в себя, то есть нет движений, это моторная сторона. Идея отношения — это когда окружающие доброжелательны, но воспринимается это болезненно. Возникает из-за нарушения серотонинергической системы. Это не бред, не какая-то психопатология, просто кажется: я плохой, на меня не так смотрят, меня не так оценивают, мои возможности принижают.

В случае, если у ребенка депрессия сопровождается всеми тремя пунктами, то есть формируется полностью законченный синдром депрессии, безусловно, надо бежать к врачу и индивидуально подбирать препарат. Первый может и не помочь, ведь все антидепрессанты разные, и, кроме основного действия, каждый из них имеет в своей структуре дополнительное. Какой-то препарат обладает противотревожным действием, какой-то транквилизирующим — не являясь транквилизатором, которые запрещены в детском возрасте, в силу своей химической формулы успокаивает. Конечно, надо прибегать к терапии, которая назначается строго по показаниям и для того, чтобы помочь именно «накормить» рецепторы, которые передают серотонин — с постепенным снижением дозировки и последующей полной отменой препарата, это ведь не пьется всю жизнь. Антидепрессант дается на самых тяжелых этапах депрессии, постепенно серотонин накапливается, и ребенок начинает жить, обретает радость. И потом, при депрессии ведь еще и нарушается сон: иногда он практически отсутствует, и дети могут по три месяца не спать, что истощает психику, и уже на это могут накладываться более тяжелые расстройства.

Классическая психиатрическая школа говорит о том, что антидепрессанты при тяжелых депрессиях необходимы. Если депрессия легкой степени и не включает в себя все три фактора, то иногда можно обойтись сменой обстановки, свежим воздухом, потому что это снятие гипоксии и оживление наших рецептурных сил и возможностей. Но если речь идет уже о средней или тяжелой степени, то, конечно, нужно медикаментозное лечение, и если на фоне депрессии возникают еще и стойкие суицидальные мысли, то это является прямым показанием для госпитализации. То есть если есть мысли да еще и попытки — именно с суицидальной целью, то по 29-й статье Закона о психиатрической помощи госпитализация может быть организована даже вопреки воле и желанию как пациента, так и родителей. Если пациент без госпитализации может нанести себе вред, влекущий за собой смерть.

КОГДА СТОИТ БИТЬ ТРЕВОГУ

— Как распознать, что ребенок находится на грани суицида, а не просто психует?

— Прежде всего, ребенок не должен психовать, потому что при депрессии далеко не всегда есть ресурс для аффекта. Если человек начинает прятаться от родителей, закрывает двери, перестает общаться с привычным обществом, не встает с кровати; может быть, выходит на балконы, начинает рассказывать про какие-то случаи из жизни — что у кого-то что-то произошло, или говорит, мол, у меня такая плохая жизнь, и если мне будет так плохо, то я с собой что-то сделаю — в первую очередь надо бежать в больницу, чтобы родителям помогли и распознали, что именно происходит с ребенком, потому что даже если суицидальные высказывания носят демонстративный характер, к сожалению, за любой демонстрацией может произойти необратимое. В таких случаях необходима медицинская помощь, медицинское сопровождение.

— То есть даже если ребенок просто пытается шантажировать родителей, это все равно опасно?

— Ребенок же может шантажировать родителей, стоя рядом с подоконником, и говорить: если вы мне не купите, простите, такой же Айфон, как у Пети, я с собой что-то сделаю. Да, это просто шантаж, а вдруг подоконник окажется скользким? И может произойти необратимое. Поэтому, если он не слышит родителей — что нет денег, нет возможности, или вообще, что, просто говоря, это не лучший телефон, то, возможно, лучше поговорить со специалистами. Ребенок не всегда слышит своих родных и близких так же хорошо, как слышит окружающих. За этой игрой — «если ты не сделаешь то-то, я сделаю с собой что-то», если ты меня будешь ругать, я порежу себе руку — прячется серьезная опасность. Если ребенок осуществит свои демонстративные угрозы, то это может быть поверхностный порез. А если нож окажется слишком острым? И если ребенок будет резать не руку, а дотронется до шеи — даже случайно — и повредит сонную артерию? Из демонстрации характера это превратится в последние минуты жизни. Это всегда опасно, потому что психика нестабильна, и ребенок не отвечает за свои действия. Именно поэтому родители представляют интересы детей: потому что у них самих нет еще полной критики к тому, что они делают, и их действия могут просто быть роковой ошибкой.

Поделиться
Дмитрий Трофимов

Образование: Закончил факультет журналистики СПбГУ. Карьера: Работал в "Орловской правде", газете "Спорт-Альянс", информагентстве "Орелград", журнале "Агробезопасность" и других изданиях.

Последние статьи

Авиабилеты в Италию подорожали на 52% с 2022 года

В период с 2022 по 2024 год стоимость авиабилетов из Москвы в города Италии увеличились почти на 52%. Отмечается, что два года назад перелет в Италию стоил около 9,2 тысячи…

% дней назад

NBC News: Стратегия помощи Украине не работает, Европа хочет прекратить конфликт

Европа захотела завершить конфликт на Украине, так как стратегия помощи Киеву больше не работает. Об этом сообщает NBC News со ссылкой на неназванного чиновника из ЕС. В материале отмечается, что…

% дней назад

Гордон рассказала о «дичайшей звездной болезни» певца SHAMAN

Звездный юрист Катя Гордон раскритиковала заслуженного артиста России Ярослава Дронова, известного под псевдонимом SHAMAN. Она обратила внимание на завышенные гонорары 33-летнего певца за выступления в регионах РФ. Также спикер заявила,…

% дней назад

Швеция выделит деньги Украине на производство дронов и ракет большой дальности

Одна из стран Евросоюза заявила о готовности помочь Украине в производстве ракет большой дальности. Это следует из заявления министра обороны Швеции Пола Йонсона. На своей странице в социальной сети Х…

% дней назад

Минстрой спрогнозировал снижение продаж новостроек в 2025 году

Министр строительства Никита Стасишин заявил, что в России ожидается снижение продаж новостроек в 2025 году. Об этом информирует «РИА Новости». Он уточнил, что, несмотря на «сумасшедшую» динамику продаж квартир в первом…

% дней назад

Курс доллара превысил 103 рубля на форексе, евро — 108 рублей

Курс доллара на форексе увеличился на 2,3%, достигнув 103,6 рублей за доллар, согласно данным Investing.com. В пятницу, 21 ноября, курс евро поднялся также поднялся. До полудня по московскому времени он…

% дней назад