test

Общество

Урегулирует ли теперь Роспотребнадзор работу приложений такси?

9 января 2019, 17:09
До 2019 года деятельность агрегаторов не попадала под нормы законодательства. С 1 января ситуация изменилась
9 января 2019, 17:09 — Общественная служба новостей — ОСН

С 1 января вступило в силу постановление правительства России, наделяющее надзорные органы правом проверять интернет-агрегаторы. В случае неоднократных нарушений, защитники прав потребителей вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении деятельности организации или даже её ликвидации.

С конца прошлого года Роспотребнадзор открыл горячую линию по услугам такси и каршеринга, о чём сообщалось на сайте надзорного ведомства. Более 3.000 консультаций провели специалисты Роспотребнадзора в ноябре прошлого года.

Жалобы на водителей такси не редки – едва ли не каждый день в сетях появляется новая информация об инцидентах. Контролировать водителей агрегаторы не могут – в судах они позиционируют себя, как безвозмездные (для пользователей) приложения IT-компании.

В проблеме отношений агрегатор-такси-потребитель разбиралась “Общественная служба новостей”.

Поездка на такси: от вымогательства до ДТП

В канун Рождества москвичка Алла Брызгалова рассказала на своей странице социальной сети Facebook, что водитель “Яндекс.Такси”, нашедший права, ПТС и страховку её мужа, запросил  10 тысяч рублей за возврат документов.  

Фото: Алла Брызгалова
Фото: Алла Брызгалова

Представитель “Яндекс.Такси” заверил, что водителя на время разбирательства отстранили, свою причастность к преступлению он отрицает. По факту несовпадения номера автомобиля с заказом ведется разбирательство.

Семья Брызгаловых написала заявление в полицию. Спустя несколько часов по камерам автомобиль нашли, только номер авто не совпал с номером, указанном в приложении, да и сама машина зарегистрирована на жену водителя. В разговоре с оперативником супруга водителя подтвердила, что проживает семья  в Тушино — в том же районе, куда просили подвезти деньги. На данный момент ситуация остается прежней.   

Фото: Reuters

В ночь на 6 января за Западе Москвы водитель “Яндекс.Такси” напал с ножом на пассажира,  у которого не оказалось с собой наличных. Хотя последний заранее выбрал оплату банковской картой. Ссора привела к госпитализации обоих.

В социальных сетях то и дело мелькают посты о подобных случаях, а также о вождении такси в состоянии алкогольного опьянения.

 

Фото: Соц.сети
Фото: Соц.сети

В ноябре прошлого года в московском районе Новогиреево водитель “Яндекс.Такси” в ходе словесного конфликта выволок пассажирку из машины, повалил на землю и начал избивать. У пострадавшей зафиксированы переломы носа и ноги.

Фото: Телеканал «360»

В этом же месяце  московская модель Лиза, стала жертвой изнасилования в водителем сервиса “Яндекс.Такси”. Девушка уснула в такси, после чего очнулась в лесу, где неизвестный мужчина пересадил ее в другой автомобиль и совершил изнасилование. После этого 24-летнюю москвичку высадили в Люберцах.  Сотрудники правоохранительных органов сообщили, что насильников найти будет непросто –  девушка находилась в состоянии алкогольного опьянения и не смогла запомнить лица и номер автомобиля.

Фото: Shutterstock

В Интернете опубликована сводка ДТП с 31 декабря 2018 года по 6 января с участием таксистов.

Фото: stop-nelegal.ru

Водитель такси – кот в мешке

С началом 2019 года ситуация может усугубиться – теперь к агрегаторам могут подключаться и физические лица, не зарегистрированные как ИП, а являющиеся самозанятыми – эта категория граждан с 1 января официально платит налоги, регистрируясь через приложение “мой налог”.

–  Получается, что к “Яндекс.Такси” может подключиться любой человек без лицензии, например, какой-нибудь маньяк, педофил, вор или алкоголик – рассказывает в своем блоге Динора Алиева. – В приложении нет ни фото водителя, ни отчества, ни года рождения. А для того, чтобы пробить человека по базе, только имени и фамилии недостаточно. 

В декабре прошлого года Динора оставила в такси сумку с паспортом, ключами, деньгами и корпоративной печатью. Водитель сообщил, что не видел сумку. Женщина обратились в полицию, водитель для дачи показаний в отделение не являлся. Сумку водитель вскоре вернул, в обмен попросил забрать заявление из полиции.

Фото: Максим Блинов/РИА Новости

Известная правозащитница в сфере такси Елена Гращенкова уверенна – расширение базы водителей не пойдет на пользу качеству услуг.

– Если в такси будут брать самозанятых, то это напрямую нарушает  ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского  наземного электрического транспорта”. – сказала она “Общественной службе новостей”. – Услуги такси должны оказываться либо юридическими лицами, либо индивидуальными предпринимателями.

Правозащитница судится с “Яндекс.Такси” с 2016 года – водитель в состоянии наркотического опьянения врезался в бордюр, причинив ей тяжкие телесные повреждения – два года ушло на восстановление организма. Полиция выяснила, что водитель уже имел судимость за перевоз наркотических веществ, работая в другой службе такси. Он был осужден. А вот сервис “Яндекс.Такси” оказался в стороне от проблемы.

По словам Елены, 6 февраля в Мосгорсуде  состоится заседание по апелляционной жалобе  в отношении решения Тушинского суда, отказавшего в возмещении ущерба после ДТП по вине водителя “Яндекс.Такси”.  10 января в Санкт-Петербурге состоится очередное заседание суда по иску потерпевшего Дмитрия Добкина к тому же агрегатору.

Стоит ли ждать закрытия какого-либо сервиса?

Оба иска заявлены на основании Закона о защите прав потребителей. Гращенкова надеется, что новые полномочия Роспотребнадзора позволят регулировать деятельность агрегаторов.

До 2019 года она не попадала под нормы законодательства. В случае нарушений можно было разве что написать заявление в полицию – если правонарушение имело соответствующий характер. Ведь агрегаторы не несут ответственности за деятельность подрядчиков.

Как будет работать новое постановление правительства, станет ясно в ближайшее время, так как случаев обращения потребителей с жалобами вряд ли станет меньше, скорее, как мы выяснили выше, их число возрастет. Возможно, в какой-то момент их количество станет критическим. И тогда в сфере отношений агрегаторов и пассажиров появится новая практика.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!