Саганджи Тарбаев: Туризм разобрали на индексы

11 января 2025, 17:16
Как морской отдых влияет на зачатие
Фото: Pixabay
11 января 2025, 17:16 — Общественная служба новостей — ОСН

Конец года – период подведения итогов, сравнения собственных результатов с чужими. Объективная годовая оценка позволят правильно оценить достижения, а также промахи и недоработки. О том, есть ли единый рейтинг и единая система оценки развития внутреннего и въездного туризма, о зарубежном опыте туристического рейтингования Общественная служба новостей поговорила с Председателем Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, представителю партии «Новые люди» Сангаджи Тарбаевым.

– Начнём с главного вопроса. В нашей стране используется единая и утверждённая система оценки туристической привлекательности регионов?

Нет, такая система только в стадии разработки и обсуждения. И главное слово, в данном случае, не за десятками независимых агентств, СМИ, экспертов, представителей отрасли и даже парламентариев. Какими бы уважаемыми все они не были. Методику должен разработать и предложить только регулятор, т.е. Министерство экономики РФ. Это абсолютно государственная история. Здесь не должно быть даже повода для манипуляций и передёргивания фактов.
В противном случае мы получим субъективный набор критериев, без учета мнений и практик регионов.

– Почему мы не используем зарубежный опыт? Что мешает уже отработанную механику индексирования наложить на российский опыт?

В мировой практике нет единой оценки туристической привлекательности стран или регионов. По итогам прошлого года самый привлекательной с точки зрения туристов была Франция, которая возглавила рейтинг самых посещаемых туристами государств. Зато по объёму туристического продукта – суммарной выручки всего сектора и сопутствующих ему услуг, – стали США. Есть рейтинги самых комфортных для посещения стран, рейтинги государств, которые совсем недавно стали развивать свой туристический потенциал.

Рейтинги постоянно обновляются под требования туристов, бизнеса, контролирующих органов. Например, «Международные рекомендации статистики туризма» (UNWTO – трактуют базовые понятия и определения, перечисляют основные виды туризма, классифицируют цели поездки, туристических расходов. Т.е. речь идёт о рекомендациях при формировании национальной методики ведения туризма. И данные рекомендации не впишутся в российскую действительность. У нас другой старт-ап для туризма, мы только строим, при чём очень успешно, данный сектор экономики. У нас огромное значение имеет государственная поддержка, за счёт которой в некоторых случаях туристическая инфраструктура формируется буквально с нуля.

Но я соглашусь, что в зарубежном опыте есть и интересные направления, которые нам только предстоит оценить с точки зрения необходимости их адаптации под нашу российскую практику. Например, оценка влияния туризма на другие виды экономической деятельности, прямое и косвенное участие туризма в экспортно-импортном обороте страны. Хороший опыт есть у ЕС в части сбора статистики и прямых опросов туристов, сбора информации непосредственно от владельцев коллективных мест размещения, анализ социально-демографических характеристик туристов.

– Но создаётся впечатление, что туризм, как сектор экономики уже давно оценён. Есть уже как минимум несколько громких рейтингов туристической привлекательности регионов.

Сегодня выпускаются различные рейтинги, индексы. Но все они носят даже не рекомендательный и уж тем более не научный характер, а информационный и рекламный.

Можно сказать в рекламном ролике: вот этот стиральный порошок номер один? Да, и никто это утверждение не будет даже опровергать. Потому, что завтра появится другой порошок номер один. Примерно, такие лозунги у целого ряда «независимых» туристических рейтингов. Только последствия от подобных утверждений – разные.

Туризм – отрасль, которая интегрируется практически со всеми видами экономической деятельности города, региона и страны. Буквально несколько лет назад считалось, что объективным показателем оценки туристической привлекательности регионов являлся – тур поток. Механизм расчёта турпотока на территории региона и его вклада в валовый региональный продукт постоянно обсуждался и совершенствовался.

Почему? Потому что отрасль очень живая. Всё что у нас есть – это сухие статистические данные. Росстат их чётко фиксирует. Но, во первых только статистики недостаточно. А во-вторых, надо сухие цифры проанализировать, оценить их объективность, сопоставить их с показателями других отраслей.

– Какие перспективы выведения единой формулы оценки туристического счастья – идеального региона с точки зрения туристического потенциала?

Работа идёт. Сейчас у нас применяется общая оценка показателей туристической индустрии на федеральном уровне. Объективные данные берутся у Росстата, ФМС, Пограничной службы ФСБ, ОЭСР и т.д. Есть ряд ведомственных рекомендаций, например Министерства Культуры РФ. Система унифицирована и понятна.

Оценка регионов – гораздо сложнее. Хоты бы потому, что сами региональные показатели не сопоставимы в полной мере. Не во всех регионах разработаны собственные методические подходы оценки объёмов туристических и экскурсионных потоков. Необходимо, если мы говорим об объективной оценке, еще учитывать и региональную специфику.
Всё это большая работа, которая уже ведётся. Конечно? к ней будут привлекаться и депутаты, при чём, прежде всего, региональные. Конечно, мы будем обсуждать все варианты. Но пока это только активная работа. О каждом промежуточном результате которой мы будем информировать всех, кто прямо или косвенно связан с туризмом.

Правительство при поддержке регионов ориентируется на реальное состояние сектора, который необходимо поддержать. Сегодня вся страна работает не за место в каком-то субъективном и условном рейтинге, а на реальное развитие туризма. Это огромная работа. Именно на ней надо сосредоточиться всем. И регионам, и тем, кто пытается устроить конкуренцию там, где она априори невозможна. Чем Алтай лучше Сочи, или в какой части Москва интереснее Санкт-Петербурга? Как можно горы Кавказа сравнивать со степями Калмыкии? Механику эффективного государственного управления – разработает регулятор. А люди, туристы – выберут тот регион, который им придётся по сердцу. И тут, поверьте, никакие рейтинги не спасут».

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.