test

Общество

Российские аграрии столкнулись с дефицитом техники и запчастей

27 июня 2022, 16:10
27 июня 2022, 16:10 — Общественная служба новостей — ОСН

Как пишет газета Коммерсант, российские аграрии вслед за автовладельцами столкнулись с нехваткой запчастей для иностранной техники, доля которой в стране достигает 30–40%, что осложняет ее обслуживание и ремонт.

Санкции ЕС запрещают ввоз в Россию части комплектующих, в результате чего склады ряда иностранных игроков близки к исчерпанию, а к осени ситуация может стать критичной по большинству брендов. Запчасти на импортную технику найти крайне трудно, у ряда поставщиков есть в наличии какие-то простые детали, но их нужно искать, а стоимость запчастей выросла в среднем на 30–50%, что связано в том числе с дополнительными затратами на логистику.

Член ПАРТИИ ДЕЛА, Исполнительный директор ООО «АгроИр» Мусса Абиев уверен, что так или иначе с дефицитом запасных частей столкнулись все сельхозпроизводители в стране: «На своем примере могу сказать, что к работающим у меня американским сеялкам John Deere достать запасные части сейчас очень проблематично. Тяжело сейчас всем».

Член ПАРТИИ ДЕЛА, Председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Калужской области Бабкен Испирян говорит, что импортная техника ушла с российского рынка, а отечественная подорожала в 1,5 – 2 раза. «Острый дефицит на рынке мощных тракторов. На «Кировцы» предзаказ на много месяцев вперед. У китайских производителей тракторов мощностью выше 200 лошадиных сил нет. К тому же китайскую технику только недавно начали привозить нам, пока не ясно, какова ситуация с их запчастями и сервисом. Происходит большая перестройка рынка. Наши гиганты не торопятся пока наращивать производство, а просто поднимают цены. Разбор техники на запчасти актуален для больших компаний, у которых много единиц одинаковой техники, но там, где этого оборудования мало, пускать какую-то машину на донорство, смысла нет. Ситуация усугубляется тем, что в нашей технике использовалось очень много иностранных комплектующих. Например, для прицепных опрыскивателей, которые в РФ производятся разными производителями, используются итальянские насосы и форсунки».

Издание Деловой Петербург со ссылкой на пресс–службу профильной ассоциации «Росспецмаш» сообщает, что российские производители выпускают зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы, культиваторы и др. Всё это обеспечивает 51% внутреннего рынка. По итогам I квартала 2022 года заводы увеличили отгрузку продукции на 47%, до рекордных 55,7 млрд рублей год к году, производство машин выросло до 65,2 млрд рублей (+14%).

Иностранную технику можно заместить на отечественную, но трудности возникнут по наиболее мощным машинам — тракторам и комбайнам. В какой-то мере российские заводы смогут постепенно заместить этот сегмент, но проблемы с гидравликой есть и у российских производителей, так как в России она не выпускается, а найти аналоги запчастей для иностранной техники можно лишь частично.

«Одномоментно заместить объемы поставляемой техники из Европы и Америки очень сложно. Китай тоже пока не особо стремится на помощь и на свою продукцию существенно поднял цены. Я, например, столкнулся с тем, что колеса китайского производства для белорусских тракторов, работающих у меня, которые были по 18-19 тыс. рублей, сейчас стоят по 45 тыс. рублей, хотя курс рубля к юаню, евро и доллару вернулся на крепкие позиции. Все пользуются тем, что мы столкнулись со сложностями», − говорит Абиев.

Обходные пути поставки запчастей для иностранной техники в РФ налаживаются, однако увеличивает проблемы наличие в пятом пакете санкций ЕС запрета на поставку в РФ режущих частей жаток для комбайнов, форсунок, гидромоторов и других запчастей, а также самих гусеничных тракторов.

Впрочем, в Минпромторге оптимистичны: доля российских комплектующих в отечественных сельскохозяйственных машинах составляет в зависимости от вида техники 85–90%.

В Минсельхозе сказали, что ведут работу по обеспечению аграриев запасными частями: «По данным участников рынка, в настоящее время необходимые запчасти имеются в наличии. Также по ряду позиций Евразийским экономическим союзом устанавливается нулевая ставка ввозных таможенных пошлин. Прорабатываются альтернативные каналы поставок».

Бабкен Испирян предлагает наладить производство запасных частей для импортной техники у нас в стране: «При обсуждении проблемы дефицита комплектующих рассматривают только два возможных варианта ее решения – возвращение брендов с возобновлением поставок или параллельный импорт. Есть же и третий способ, про который никто говорить не хочет – производство этих запчастей у нас. Почему нельзя прекратить защиту всех этих патентов? Получается, что эти производители отказываются от нашего рынка, а мы продолжаем их патентную защиту. Наши предприятия могут легко справиться с производством необходимых запчастей. Если нет другого пути, надо решить вопрос в сторону производства аналогов. Мое мнение – нужно браться и производить самим. Другого варианта нет».

Для того, чтобы наши производители нарастили объемы производства, им необходимо создать условия. По мнению Испиряна, речь должна идти не о льготном кредитовании, а о прямом субсидировании затрат. «У нас во всех регионах есть программы субсидирования покупки новой техники, но это региональный уровень, подобной федеральной программы нет. Без техники сельхозпроизводители жить не смогут. Если не будет импортной, будем отечественную использовать, но она должна быть. В городе можно отказаться от личного транспорта и пользоваться общественным автобусом. При работе в поле, если нужно 100 штук тракторов, то именно столько должно быть, и они должны работать. Для стабилизации этой непростой ситуации необходимы меры со стороны государства», − говорит аграрий.

С необходимостью вмешательства государства для успешного выхода из кризиса согласен и Мусса Абиев: «Как сказал глава государства, импортозамещение не панацея, но это четкий путь, и мы должны его пройти. Путь этот, конечно, тернистый. Здесь, как мне кажется, без жесткого государственного регулирования не обойтись. И на сельхозтехнику, и на запасные части необходимо регулирование цен, потому что многие небольшие хозяйства просто не вытянут, учитывая, что и удобрения, и семена были импортные. Если государство жестко не вмешается, не разработает какие-то механизмы регулирования, будет сложно».

Ассоциация «Росспецмаш» предлагает правительству выделить гранты на 50 млрд рублей для создания новых и расширения существующих производств ключевых компонентов для специализированной техники. Такой шаг должен обеспечить рост выпуска техники, вследствие чего налоговые поступления в бюджет увеличатся на сумму около 70 млрд рублей ежегодно.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!