27 декабря 2024, 12:41

Режиссёр Шнейдеров объяснил, почему россиян снова тянет обратно в девяностые

27 декабря 2024, 12:41
Фото: кадр из фильма "Ширли-мырли" (реж. Владимир Меньшов, Мосфильм,1995)
27 декабря 2024, 12:41 — Общественная служба новостей — ОСН

Почему мы снова и снова возвращаемся к 1990-м? Кажется, эта эпоха стала культурной точкой отсчёта, к которой мы обращаемся, чтобы найти ответы на вопросы настоящего.

Песни, сериалы, шоу всё — это не просто ностальгия, а попытка осмыслить время, которое было одновременно опасным и вдохновляющим. Группа «Дюна», «Комбинация», бандиты и гопники.

Всё это снова появляется на российских экранах. Но почему так происходит? Ведь 2000-е и 2010-е тоже были интересными. Кинокритик Давид Шнейдеров в беседе с корреспондентом Общественной службы новостей объяснил это.

«С одной стороны — это время ужаса, голода, бандитизма и хаоса. А с другой — те самые «поющие трусы»»

blockquote

«С одной стороны — это время ужаса, голода, бандитизма и хаоса. А с другой — те самые «поющие трусы» — эпоха попсовых групп вроде «Комбинации» или «Блестящих», ублюдочной группы «Руки Вверх» с треком «поцелуй меня везде, я ведь взрослая уже», которые многими воспринимаются как квинтэссенция дурновкусия», — указал он.

ads_code

По его мнению, это не случайно: девяностые дают простор для полярных трактовок. Кто-то вспоминает эпоху с тоской, видя в ней дух свободы, кто-то — с ужасом, называя её временем распада.

ads_code

Но, казалось бы, ностальгия по этому времени должна была кануть в Лету еще 10 лет назад, время вспоминать нулевые, но это почему-то не происходит так обширно. Шнейдеров объяснил причину.

ads_code

«Сегодняшние авторы просто боятся. Боятся цензуры, боятся не получить прокатное удостоверение. Проще снять «Лихие», чем трогать нулевые или десятые. Люди опасаются задавать вопросы, которые могут привести к неудобным ответам. А девяностые уже прошли, они безопасны для осмысления», — пояснил он.

ads_code

Сериалы вроде «Лихие» Быкова или «Дети перемен», по словам критика, чаще всего пользуются проверенной формулой.

ads_code

«Криминальные разборки, бандитские стрелки, романтика свободы, обёрнутая хаосом — это срабатывает на зрителя. Но это уже даже не про девяностые, а про их миф. Настоящие девяностые были куда страшнее и одновременно богаче культурно, чем нам показывают», — пояснил он.

ads_code

«Нулевые и десятые слишком близко, и политический контекст тоже играет роль. Передача власти, события, которые воспринимаются как переломные, — всё это делает некоторые темы табуированными. Именно поэтому современная культура часто уходит в два проверенных направления: либо к девяностым, либо к сказкам», — отметил собеседник издания.

ads_code

 

ads_code

Боясь острых углов, по словам Шнейдерова, мы уходим в русские народные сказки или ворованные «Волшебники Изумрудного города», которые, как отмечает он, переработаны настолько, что там даже не упоминается, что это книжка Фрэнка Баума.

ads_code

Парадоксальная привлекательность 1990-х годов, по мнению кинокритика, остаются мифом, который можно переосмысливать до бесконечности.

ads_code

«Они достаточно далеки, чтобы о них говорить, но всё ещё близки, чтобы вызывать эмоции. А пока новые эпохи ждут своего часа, девяностые продолжают оставаться культурным отражением общества, пытающегося понять себя», — заключил собеседник издания. Режиссёр Шнейдеров объяснил, почему россиян снова тянет обратно в девяностые.

ads_code
ads_code
Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.