test

Общество

Реалотерапевт Румянцева объяснила, почему гаджеты провоцируют детей на агрессию

14 августа 2024, 13:26
Фото: Pexels / Noah Erickson
14 августа 2024, 13:26 — Общественная служба новостей — ОСН

В наши дни сложно представить себе ребенка без мобильного телефона или планшета. С одной стороны, это дает детям возможность развиваться, получать новую информацию, играть и общаться. Но существует и обратная сторона медали. Как показывают исследования, использование детьми высокотехнологичных гаджетов часто провоцирует их на агрессию и неконтролируемое поведение.

Проблему в беседе с корреспондентом Общественной службы новостей прокомментировала клинический психолог и реалотерапевт Яна Румянцева.

Что такое «агрессия»?

Сперва стоит определиться с терминологией. «Агрессия» — это отрицательное психологическое состояние, вызванное негативной эмоцией «злость/раздражение». В таком состоянии человек испытывает потребность наносить вред или ущерб. Объектом агрессии может оказаться кто-то из ближайшего окружения — родители и родственники, животные и друзья, школьные товарищи и учителя, и так далее. Кроме того, им может стать и сам ребёнок — такое явление называется «аутоагрессией».

Иными словами, не то чтобы человек сам желает кого-то ударить или обозвать. Это такое психическое состояние, так называемое «состояние аффекта», когда всплеск эмоций и гормонов настолько велик, что становится неуправляемым. И за каждым таким всплеском следуют упадок энергии, опустошенность, вялость, бессилие, вина.

Негативные эмоции отбирают психологический ресурс и доставляют человеку психологический дискомфорт.

blockquote

Что такое «гаджет»?

Гаджет — это высокотехнологичный и неодушевлённый предмет, требующий высокой концентрации. При длительном использовании гаджет отбирает у нас психологический ресурс, истощает силы.

Важно помнить, что это неодушевлённый предмет. И наоборот, одушевлённые существа способны дать человеку необходимую поддержку и эмоцию, «зеркалят», как животные или любящие люди, в то время как гаджет не способен дать нужную для человеческой психики реакцию.

Ещё один важный фактор, который необходимо иметь в виду, — особенности формирования детской психики и таких качеств, как воля, планирование, организация, навыки эмоциональной саморегуляции, межличностных коммуникаций и осознавания. У ребёнка они не развиты, не сформированы.

К чему приводят гаджеты?

Электронные устройства, в отличие от человека, не устают и предоставляют неограниченные возможности для взаимодействия. Ребёнку же сложно себя ограничивать, поскольку функция воли у него ещё не так развита, как у взрослых.

Гаджеты дают детям лёгкий доступ к удовольствию: не надо прикладывать усилий, трудиться и так далее, а это является сильнейшим мотиватором продолжать взаимодействие с ними.

blockquote

С одной стороны, это приводит к тому, что у ребёнка отсутствует среда для формирования и наработки воли через труд. Как результат, формируется привыкание к лёгкому дофамину, возникает тяга к получению легкодоступного удовольствия.

Помимо того, отсутствует необходимость развивать важнейшие социальные навыки, в числе которых — эффективная межличностная коммуникация, умение презентовать себя, умение завоевать внимание и получать поощрение. В общем, всё то, что необходимо нормальному здоровому человеку в социуме.

Иными словами, это затягивает и конкурирует с социальным проявлением, угнетая волевую сферу. И, рано или поздно, ребёнок начинает сталкиваться с дефицитом этих навыков и сталкивается с реальностью, к которой он не готов. Ведь на экране гаджета он видит искусственный виртуальный мир, который значительно отличается от настоящего.

Победить врага в игре легче, чем в жизни, строительство дома в виртуальном мире несравнимо с решением жилищного вопроса в жизни, а представления о мире из «ТикТока» и «Ютуба» однобоки и не соответствуют действительности.

blockquote

Таким образом, формируется разрыв между представлением о своих возможностях, что вызывает разочарование, злость, раздражение, снижает самооценку и веру в себя.

Что такое «зависимость»?

Стоит упомянуть о формирующейся тяге к гаджетам как источнику лёгкого дофамина. Столкновение с этим вызывает реальные физические страдания, боль и ломку. Тут работают те же механизмы, что и при любой другой зависимости. Вспомните хотя бы похмельный синдром. Раздражение, злость… Очень похожие механизмы, и единственное отличие — отсутствие химического воздействия на ЦНС. Отметим, что зависимость от гаджетов признана заболеванием с 2022 года и включена в перечень заболеваний МКБ 11.

Ещё один повод для агрессии — потерянное время и упущенные возможности. Ребенок не замечает, сколько времени проводит за своим гаджетом. У детей в целом меньше способностей ориентироваться во времени, чем у взрослых. И в какой-то момент получается так, что уже поздно идти гулять, пролетели каникулы, ребенок не успел сделать то, что ему хотелось, отказал друзьям пару раз, а они в следующий раз не позвали…

Такой исход приводит к разочарованию в себе и в людях, к злости на себя, на них, на действительность. Родители ругают за то, что не выполнил какие-то обещания, что приводит к ссорам, конфликтам, разочарованию и — новому витку злости.

Как на ребенка влияет «контент»?

Ещё одним фактором, провоцирующим агрессию, является потребляемый контент — то есть содержимое информации. Фильтровать его, помогать переваривать полезный и вредный контент — это задача взрослых. Сам ребенок не способен справиться с такой задачей, а возрастные фильтры дети легко обходят, что, в свою очередь, является мощным провоцирующим фактором для развития и появления агрессии.

Психика человека устроена таким образом, что «неперевариваемый» материал надо куда-то выгрузить. Помимо того, человек невольно копирует других, нормы общения и обращения друг с другом люди зеркалят от людей, а не из поучительных текстов.

Контент, содержащий агрессивные элементы, застревает в психике ребенка — и рано или поздно эта агрессия проявляется в самых разных формах.

blockquote

Что такое «истощение»?

Ко всему вышеперечисленному добавляются такие факторы, как физическая усталость и голод. Дети менее способны регулировать время пребывания за экраном, не замечают собственный голод, и в итоге быстро раздражаются, становятся слабыми и обессиленными. Вспомним, что эмоции — это тоже энергия, как и еда. Позитивные эмоции наполняют человека, а негативные — отбирают силы.

Сюда же можно добавить чрезмерную перегрузку стимулами — ведь компьютер не устаёт, он может отдавать бесконечно, ему не требуются отдых и сон. Это приводит к угрозе истощения нервной системы. Возникает дефицит ресурса, ребёнок сталкивается с собственной немощностью, бессилием, притом неясного и непонятного происхождения.

Ребенок способен понять, что, например, после долгой пробежки в школе надо сесть на лавочку, отдышаться и восстановить силы, однако то, что после длительного «общения» с гаджетом или соцсетями требуется отдых, детям вовсе не очевидно.

Такое необъяснимое состояние вызывает трудности в восприятии себя и во взаимодействии с окружающими, что также провоцирует агрессию.

blockquote

Как с этим бороться?

Невозможно полностью изолировать современных детей от взаимодействия с гаджетами, но можно научить их бережному обращению с ними. В связи с этим можно перечислить несколько полезных рекомендаций.

– Помогать регулировать время, проведенное за гаджетами.

– Фильтровать и обсуждать контент, быть в курсе интересов ребенка, проводить с ним время за гаджетом, учить распознавать и ограничивать себя от вредного, агрессивного и навязчивого контента.

– Находить и учиться пользоваться фильтрами и программами, обеспечивающими безопасность нахождения в сети.

– Научить ребенка соблюдать режим сна и питания.

– Научить ребенка организации своего дня и свободного времени.

– Обучать ориентации во времени.

– Сохранять дружескую атмосферу, меньше обвинять и упрекать своих детей.

Важно помнить, что этот соблазн создали мы сами. Дети не выбирали мир, в котором живут, — они родились в эпоху гаджетов, резюмировала Румянцева.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!