С 1 сентября крупные производители чая и кофе повысят отпускные цены на свою продукцию для ритейлеров. Отмечается, что подорожание составит 6-9%. Это связано с падением курса рубля и подорожанием импортного сырья и компонентов, необходимых для производства товаров. Кроме того, в странах-импортерах произошло падение урожайности чая и какао-бобов.
О том, почему повышение отпускных цен на кофе и чай может не затронуть простых покупателей, Общественной службе новостей рассказал гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.
Чантурия сообщил, что в повышении себестоимости и, как следствие, отпускных цен на кофейную и чайную продукцию нет ничего удивительного. Дело в том, что в России ни чай, ни кофе не выращивают – сырье приходится завозить из других стран и котируется оно в долларах. Поэтому этот сегмент рынка особенно чувствительно относится к колебаниям курса.
«Где-то повысят отпускные цены, где-то скорректируют скидочную политику для оптовиков».
blockquote
«Что сейчас пытаются сделать производители? Пытаются изменить условия отгрузки товаров. Где-то повысят отпускные цены, где-то скорректируют скидочную политику для оптовиков для того, чтобы компенсировать изменение себестоимости», — отметил он.
При этом колебания курса национальной валюты по-разному сказывается на разных видах продукции. Например, в листовом чае доля сырья занимает большее место, а в пакетированном же помимо сырья, еще есть и другие импортные компоненты — фильтровальная бумага, нитка, скрепка.
В любом случае благодаря тому, что подавляющая часть чайной и кофейной продукции делается на территории России, продукция имеет определенную рублевую часть себестоимости (упаковка, энергозатраты, зарплаты и т.п.) и, таким образом, не в полной мере зависит от курсового фактора, указал эксперт.
«Сейчас компании вынуждены пересматривать, с одной стороны, отпускные цены, либо комбинировать пересмотр отпускной цены и снижение скидок, чтобы учесть и компенсировать вот эти изменения курса для того, чтобы осуществлять стабильную работу в будущем периоде, — пояснил он. — Это естественная ситуация, ничего необычного в этом нет. Если какая-то часть в закупочной цене растет – вы не можете это не учесть в отпускной цене».
Чантурия подчеркнул – спрогнозировать рост цен (или его отсутствие) на чай и кофе на полках магазинов невозможно, поскольку их определяют сами розничные сети.
Он объяснил, что изменения себестоимости товаров и их отпускной цены, вызванные повышением цен со стороны импортеров или колебанием курса, не всегда напрямую отражается в розничных ценах. Произойдет это или нет – зависит от магазинов.
«Будут ли они как-то компенсировать этими наценками повышение затрат на продукцию, которое у них есть – это вопрос к розничным магазинам».
blockquote
«Розничные сети являются звеном, которое осуществляет распределение этой продукции, то есть оптовым каналом. Они имеют свои логистические и затраты, и прибыль. И самое важное, что у них есть – это торговые наценки. На которых они, собственно говоря, и зарабатывают. Будут ли они как-то компенсировать этими наценками повышение затрат на продукцию, которое у них есть – это вопрос к розничным магазинам, не к поставщикам» — заявил собеседник издания.
Ритейлеры покупают товары у производителей и продают их с определенной наценкой. При этом магазины торгуют тысячами наименований товаров во всех категориях – и у каждого товара есть своя наценка. Именно с помощью манипулирования наценками и может произойти компенсация повышенной розничной цены.
О возможном повышении розничных цен на чай и кофе на фоне повышения их отпускных цен можно только гадать, считает Чантурия.
Как указал эксперт, если тенденция падения рубля продолжится, то себестоимость и отпускные цены на товары в стране будут и дальше расти. Это во многом связано с тем, что производители каждую неделю конвертируют рублевую выручку в доллары для закупки импортного сырья. Соответственно, повышение курса доллара к рублю приведет к еще большим расходам производителей, которые они будут вынуждены транслировать на отпускную цену.
«Проблема не столько в курсе доллара к рублю, сколько в том, что мы не понимаем, как он может измениться».
blockquote
«Здесь есть еще один фактор, о котором, как правило, забывают или предпочитают не упоминать. Проблема не столько в курсе доллара к рублю, сколько в том, что мы не понимаем, как он может измениться. И предприятия во многом стараются закладывать риски колебаний курса в своей работе», — отметил собеседник издания.
По его словам, с момента отгрузки продукции в магазины до получения прибыли проходит около двух месяцев. А если учесть время на доставку сырья из-за границы, то эти сроки значительно увеличиваются. Например, цикл производства чая и кофе до получения выручки длится от четырех до шести месяцев.
Каким будет курс рубля через несколько месяцев и хватит ли выручки на закупку сырья и оборудования – «вопрос открытый».
«Повышение цен не в интересах производителей».
blockquote
«Еще один момент, который я бы отметил – повышение цен не в интересах производителей. Потому что повышение цен, как правило, приводит к снижению потребления. Надо четко понимать, что повышение цен – вынужденная мера. Она не приносит никому из производителей какого-то удовольствия и большого заработка. Любое повышение неминуемо скажется на потреблении, которые мы видели, например, в прошлом году. По итогам прошлого года у нас потребление и чая, и кофе снизилось относительно предыдущего года», — поделился эксперт.
При этом розничные сети, не желая повышать цены, могут сдерживать производителей и не принимать их повышенные отпускные цены. В результате это может привести к сокращению производства и дефициту.
Поэтому, сказал Чантурия, в текущей ситуация главное, чтобы розничные сети проявили адекватность и не допустили дестабилизации рынка.
«Не допустить дефицита в будущем».
blockquote
«Они должны соразмерно изменившейся ситуации принимать новые цены, чтобы не допустить дефицита в будущем, и должны гибче работать со своей наценочной политикой в отношении товаров с высокой валютной составляющей, чтобы компенсировать хоть как-то возможный рост розничных цен», — резюмировал он.
Ранее ОСН сообщала, что глава «Росчайкофе» Рамаз Чантурия объяснил, как в России заменят уходящие бренды кофе.
У 27-летней жительницы Великобритании диагностировали редкую злокачественную опухоль головного мозга — астроцитому. О первых симптомах женщина рассказала изданию Mirror. Британка вспомнила, что заболевание у нее началось с головной боли и…
В субботу, 23 ноября, на Москву и область обрушится балканский циклон «Каэтано», который вызовет в области влажные снегопады. Об этом в своем Telegram-канале предупредил синоптик Евгений Тишковец. «Пятничная передышка в…
Генсек НАТО Марк Рютте намерен навестить нового президента США Дональда Трампа для обсуждения стратегии по мирным переговорам по Украине и призвать не идти на уступки России. Об этом пишет Washington…
В компании Red Wings планируют провести ребрендинг. Об этом сообщает РБК со ссылкой на главу компании Владимира Камынина. По словам Камынина, «переосмысление бренда» окажется полезным для компании в целом. Он…
Традиционная российская модель труда, действовавшая с 1990-х годов, себя исчерпала, считает декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Как отметил эксперт, подход, при котором сотрудников во время кризисов не увольняли, а…
Участник группы «Иванушки International» Кирилл Туриченко связал себя узами брака с избранницей Дарьей Тарасовой. Моменты их свадебного дня были представлены в социальных сетях. Подробности торжества Невеста остановила свой выбор на…