Мигранты – это давняя и проблемная тема. Большая Россия (которую в истории помнят, как Российская Империя и СССР), распавшись 30 лет назад, сохранила множество связей со своими бывшими союзными республиками.
Во времена СССР поток мигрантов был «из центра в регионы»: в края и республики ехали специалисты. Талантливая молодёжь из республик ехала в центр, чтобы, получив высшее образование, вернуться на родину.
Сегодня времена другие. Изменился и характер миграции. Теперь в некоторые республики (например, на Украину), разве что, бегут преступники или проворовавшиеся депутаты. А из республик едут на заработки простые работяги.
Отдел расследований Общественной службы новостей уже обращался к теме незаконной миграции. Мы уже писали про то, как устроен рынок мигрантов, как они ассимилируются на территории России.
Сегодня мы решили разобраться с проблемой менее скандальной: незаконная миграция между Белоруссией и Россией.
Белоруссия, благодаря стараниями президента РБ Александра Лукашенко, сохранила максимальную степень близости с Россией. Наши страны даже составляют так называемое «Союзное Государство». Само по себе это образование существует больше на бумаге. Но взаимоотношения между странами всегда оставались настолько дружескими, что, казалось, никаких особых законов и нормативов не нужно.
Что касалось переезда из РБ в РФ и наоборот, то они долгое время регулировались крайне либеральным соглашением. Если кто-то захочет ознакомиться с текстом, то его можно найти тут:
«Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства» от 24.01.2006 год
Многим поперёк горла стояла крепкая дружба наших стран. Немало сил было приложено для того, чтобы в нашем монолите возникли хотя бы трещины. Пример Украины, из которой всего за каких-то 7 лет (с 2014 года) удалось построить натуральную анти-Россию многих вдохновлял. Но слишком надёжны были связи, слишком отчётливо понимали выгоду союза руководители наших стран. Поэтому все усилия нас рассорить пошли прахом.
Но там, где отступили люди, сумел добиться успеха вирус. После того, как по планете распространился COVID-19, государства начали закрывать границы. Ввела подобные и Россия
С 16 марта 2020 года действует распоряжение правительства №635, которое ввело ограничения на проезд автомобильного транспорта на территорию России. Текст распоряжения можно прочитать тут:
«О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений»
Однако, стоит заметить, что «трещинка» оказалась довольно незначительно. Белорусам при въезде в Россию не надо даже заполнять миграционную карту или оформлять временную регистрацию по месту пребывания. Достаточно покинуть территорию РФ до истечения 90-дневного срока.
Даже если понадобится регистрироваться в ФМС, то не обязательно предъявлять проездной документ. Если есть билет, который подтвердит пересечение границы, это хорошо. Но белорусы могут прийти в Россию просто пешком, а до Москвы, Питера или любого другого города добраться на попутках.
Вот этот фактор «попуток» и используют некоторые автоперевозчики, которые по разным причинам не хотят заключать договор с госструктурами.
Например, в Москве существует целая инфраструктура автовокзалов. На них удобно осуществлять посадку-высадку пассажиров. Но для того, чтобы пользоваться ими, надо заключать договор с Департаментом транспорта города Москвы.
Но Москва – город большой. А благодаря превращению части области в Новую Москву, стал ещё больше. Поэтому найти место, где высадить пассажиров можно и без Дептранса. Заодно, можно уйти «в тень» как в плане пассажиропотока, так и налогов.
Для того, чтобы разобраться, как всё происходит при поездке из Минска в Москву, мы решили обратиться к сервису «Едем.рф». Как видно из иллюстраций, по этому маршруту машин курсирует не мало.
Социальная сеть Вконтакте давно уже пытается стать торговой площадкой. Поэтому и там можно найти предложения о поездке по интересующему нас маршруту
Опыт наших расследований давно нас научил с подозрением относитсья к объявлениям в интернете. Поэтому мы проверили указанную в данной группе фирму «ТК Вито» на сайте «Прозрачный бизнес».
https://pb.nalog.ru/index.html
Итак, фирма реальная. Отлично.
Мы перешли на сайт перевозчика, где нашли контактный телефон.
+7 (995) 500-04-34
Естественно, набрали указанный номер. Из разговора мы узнали, что на маршруте работают микроавтобусы. Каждый день машины стартуют от станций метро «Коломенская» и «Славянский бульвар». Автовокзалов поблизости от этих станций, естественно, нет.
Решив проверить работу мы разу заказали билет. На том конце провода сообщили, что нам надо прибыть с утра на «Славянский бульвар», откуда в 8:00 стартует машина Mercedes-Benz с номером 2279KI-1 (белорусский).
Цену нам объявили сразу. Поездка из Москвы в Минск обойдётся в 2 500 рублей. В качестве бонуса сообщили, что можно захватить с собой «передачу» в виде груза до 100 кг.
Если всё предыдущее не выходило за рамки разумных «серых» схем ведения бизнеса, то последний пункт – это уже перебор. В России очень непростая ситуация в плане терроризма. Поэтому все «посылки» уже давно находятся под запретом. На междугородних поездках даже специальные объявления делаются: дескать, граждане, не договаривайтесь с незнакомыми людьми о перевозке закрытых пакетов.
Да, такой подход лишает привычной возможности передать небольшой подарок другу в соседний город. Но он же затрудняет возможность террористам под видом «передачи» поместить в автомобиль со множеством пассажиров взрывное устройство.
Проверили мы и наличие у «ТК Вито» страховки. Сайт «Национального союза страховщиков ответственности показал: по такому ИНН страховка не значится.
https://nsso.ru/check_policy/gop/inn/
Это тоже плохо. У вас может быть самый лучший на свете водитель. Но это всё равно не гарантирует, что в вас не въедет какой-нибудь лихач или многотонная фура, потерявшая управление. Про проблемы дорожного покрытия даже говорить не будем.
Так вот, отсутствие страховки говорит о том, что в случае ДТП никто их пассажиров машины не получит страховой выплаты.
Естественно, пользоваться услугами такой фирмы мы не стали. Но, всё равно, надо было проверить: будет ли маршрут в реальности? Потому что опыт наших расследований приучил: заказанное в интернете далеко не всегда существует в реальности.
Однако в этот раз всё оказалось нормально. Фирма не подвела: в названное время у метро «Славянский бульвар» оказался микроавтобус с обговорёнными номерами. Погрузка прошла спокойно и деловито. И пассажиры, и водитель действовали уверенно, без суеты
Таким образом, можем сделать уверенное предположение: этот маршрут работает давно и исправно.
Решив продолжить поиск во Вконтакте, мы нашли следующее предложение
https://m.vk.com/wall-31833364_603151
Тут ни сайта, ни фирмы нет. Только имя «Георгий Габриелянов» и телефоны. Один – для связи через мессенджеры, второй – только для звонков.
+7 (915) 154-04-66
Ну, что же, значит остаётся только созвон. Ответивший нам диспетчер, пояснил, что они совершают по несколько рейсов в день. Естественно, мы тут же заказали поездку.
Отправляться мы должны были снова от метро «Славянский бульвар». В прошлый раз наш рейс начинался в 20:00 у ТЦ «Океания», на этот раз диспетчер назвал другую точку старта: заправка «Татнефти». Для координации нам сообщили и номер нашей машины: Т 274 ХН 799 (на этот раз российский).
Проверка на сайте «Национального союза страховщиков ответственности» вновь не обрадовала: сведений об ОСАГО не найдено.
Проверка из засады показала, что и в этом случае нам попались «честные разбойники»: машина прибыла заранее, погрузка прошла без нервотрёпки, рейс стартовал лишь с небольшой задержкой. Единственной проблемой у них, видимо, в этот раз стало отсутствие одного пассажира: нас.
Не только соцсети позволяют найти нелегальных извозчиков. Подобные объявления можно найти на сервисе по поиску попутчиков «Едем.рф». Это такой аналог «BlaBlaCar», у них даже интерфейс похож.
Несколько объявлений от водителей, едущих по данному маршруту, можно было видеть в начале статьи. Мы решили, выбрать одно, зарегистрироваться в качестве пассажира.
Связались с водителем. Он нам рассказал, как найти его микроавтобус Volkswagen: расцветка будет выдающейся, белый верх и красный низ.
Для погрузки нас попросили прибыть на метро «Славянский бульвар» (удивлены? мы тоже нет). Там надо было дойти до парковки магазина «Спортмастер» у ТЦ «Океания». Цену водитель запросил значительно меньше, чем у «фирмачей»: всего 1 800 рублей. Время тоже более удобное для работающих людей: явиться надо к 21-30.
Прибыв на место с лёгким опозданием, мы обнаружили, что другие пассажиры уже грузятся в наш красно-белый микроавтобус. Задержавшись чуть дольше назначенного срока (видимо, надеясь, что мы просто опаздываем) машина уехала.
Очевидно, что сервисы «Едем.рф» и «BlaBlaCar» вообще не следят за тем, кого они допускают на свою площадку. Поэтому нелегальные перевозчики чувствуют себя там совершенно спокойно: набирают пассажиров, получают с них деньги.
Проверяет ли кто-то техническое состояние автомобилей? Скорее всего, кроме самого водителя, никто. А ему надо ехать при любом раскладе, деньги сами себя не заработают. Потому в рейс может выйти машина с такими неисправностями, с которыми даже из гаража выезжать не стоит.
И при этом микроавтобус будет до верху забит пассажирами.
А кто будет контролировать состояние пассажира? Опять же никто, кроме пассажиров. Смогут ли они заметить, что человек с жуткого бодуна? Особенно если он знает, как замаскировать запах перегара?
В общем, как и любая контрабанда, такие перевозки – дело рискованное и совершенно бесконтрольное.
Наш источник в Дептрансе Москвы рассказал, что для противодействия таким нелегальным перевозчикам действуют несколько служб: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, ЦМУГАДН, ГКУ ОП, ФСБ. Также привлекаются экипажи ГИБДД и другие сотрудники полиции.
Благодаря их работе в 2020 году к ответственности были привлечен 31 перевозчик. За 2021 год уже 40 «пиратов», осуществлявших отправку рейсов в Республику Беларусь, получили свою «административку».
Да, подобная деятельность не является особо опасной, поэтому уголовные дела нелегальным перевозчикам не грозят. Но зато КоАП на их счёт содержит целых три пункта:
Бывший президент Украины Петр Порошенко заявил, что конфликт на Украине можно завершить одной подписью, если страна будет принята в НАТО. Об этом сообщает пресс-служба партии «Европейская солидарность». По мнению Порошенко, вступление Украины в Североатлантический альянс…
Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Лэмми прокомментировал ситуацию с взятым в плен российскими военными в Курской области британским наемником. Об этом в понедельник, 25 ноября, сообщает РИА Новости. По данным…
Российские войска ударом «Искандера» по военному аэродрому ВСУ в Днепропетровске уничтожили американский истребитель F-16. Об этом пишет «Репортер». После прилета появились сведения об уничтожении украинского боевого самолета МиГ-29. Однако, позднее…
Самолет авиакомпании Air Arabia, направлявшийся из Москвы в Шарджу, экстренно сел в бакинском аэропорту Гейдар Алиев. Данную информацию предоставила пресс-служба аэропорта. Капитан самолета Airbus A320 запросил посадку, так как у…
Солист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский 25 ноября посетил Единый пункт отбора на военную службу по контракту в Москве. Музыкант решил поддержать военнослужащих, готовящихся отправиться в зону спецоперации, и оценил организацию…
Депутат Госдумы Александр Толмачев обвинил НАТО в спланированной агрессии по всему миру. Об этом в понедельник, 25 ноября, сообщает РИА Новости. По словам парламентария, жертвами альянса могут оказаться страны, у…