test

Общество

«Номеров нет»: Юрист Радько рассказал, почему пешеходов не наказывают за нарушение ПДД

30 сентября 2024, 14:09
Фото: Общественная Служба Новостей
30 сентября 2024, 14:09 — Общественная служба новостей — ОСН

Жалобы на автовладельцев и пользователей СИМ довольно часто поступают от пешеходов, недовольных поведением других участников дорожного движения. Действительно, автомобиль и даже небольшой электросамокат, движущийся на большой скорости, могут нанести серьезный вред здоровью и жизни прохожих, поэтому любое нарушение ПДД со стороны их водителей воспринимается как серьезная угроза. Вместе с тем, и сами пешеходы далеко не всегда действуют по букве закона. При этом на нарушения с их стороны мало кто обращает внимание.

Как отмечает адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько, пешеходы, нарушающие правила дорожного движения, в большинстве случаев остаются безнаказанными, поскольку следить за каждым из них и выписывать им штрафы для сотрудников ГАИ попросту невозможно. И даже если прохожего поймают за нарушением, это не вызовет для него ощутимых последствий. О самых частых нарушениях ПДД со стороны пешеходов, а также о том, почему эта проблема нерешаема, эксперт рассказал Общественной службе новостей.

«За всеми пешеходами не уследишь».

blockquote

«Максимальная санкция для пешехода – это 1,5 тысячи рублей штрафа, да и то, если нарушение совершено в пьяном виде, если есть пострадавшие и так далее. Самое распространенное – это штраф 500 рублей, если без последствий. Поэтому, собственно говоря, пешеходы остаются безнаказанными. Да и никто по ним не работает, потому что за всеми пешеходами не уследишь», — говорит юрист.

По словам Радько, пешеходы могут нарушить ПДД двумя способами: выйти на проезжую часть в неположенном месте, либо перебежать «зебру» на запретительный сигнал светофора. Другие нарушения для прохожих, по большому счету, недоступны. К примеру, превысить скорость пеший участник дорожного движения никак не сможет.

«Мне известен один случай, когда пешеход в пьяном виде шёл по обочине, водитель попытался его объехать, выехал на встречку, и получилось ДТП с погибшими. Виновным признали пешехода и осудили его по статье 268 УК РФ, а она предусматривает наказание за нарушение правил дорожного движения иным участником: пешеходом, пассажиром и так далее. Но это случай крайне редкий, поэтому он не типичный», — поделился эксперт.

Собственно, правовое регулирование дорожного движения в России направлено в первую очередь на автомобилистов, указал юрист. Даже в спорных случаях, когда прохожий выбегает на дорогу в неположенном месте и попадает под колеса, расследование прежде всего затрагивает владельца автомобиля – проводятся экспертизы с целью выяснить, была ли у него техническая возможность затормозить, как быстро он ехал и так далее.

«У пешеходов номеров пока почему-то нет».

blockquote

«Во-первых, автомобилисты все-таки передвигаются на машинах. Соответственно, можно выписывать штраф по номеру автомобиля. У пешеходов номеров пока почему-то нет, поэтому фиксировать их невозможно. Кроме того, водитель, если его тормозит инспектор, остаётся с документами и с машиной. Соответственно, его можно наказать. А если пешехода остановили за нарушение, и у него при себе нет документов, то его личность невозможно установить. По закону, его нужно доставить в ближайший отдел для установления личности, но понятно, что с каждым прохожим инспектор в местный отдел кататься не будет», — указал он.

О том, почему пешеходы и дальше будут оставаться безнаказанными за нарушение ПДД, Радько говорит:

«Это, конечно, неправильно, потому что безнаказанность рождает новые нарушения, но нужно понимать, что пешеходы – это свободные участники движения, за которыми не набегаешься, даже если штраф будет тысячу рублей, или две, или три. Никому, кроме ГАИ, это не нужно, а ГАИ и так не успевает следить за дорогами. Поэтому и за пешеходами следить они тоже не в состоянии. Так что это нерешаемая проблема, тем более что сейчас на ГАИ свалились еще и эти СИМ, которые стали транспортными средствами, и за которыми теперь тоже нужно следить. То есть на ГАИ сваливается все больше работы, а сотрудников у них все меньше. Результат предсказуемый».

При этом, если пешеходы будут препятствовать движению СИМов, например, прогуливаясь по велодорожке, то никакой ответственности за это для них не предусмотрено. По словам эксперта, вводить наказание для прохожих в данном случае было бы бесполезно – велодорожки есть не везде, и камеру с инспектором на каждой из них не поставишь. Поэтому «помирить» велосипедистов и самокатчиков с прохожими помогут только взаимоуважение и внимательность, считает он.

Ранее в разговоре с ОСН автоюрист Сергей Радько пояснил, как поступать в ДТП с участием животных.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!