Ещё в конце девятнадцатого, начале двадцатого века при выборе типа двигателя для автомобиля стоял выбор между паровой машиной, электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Тогда победил ДВС, однако, на протяжении всего 20 века были попытки возвращения к электродвигателям у многих автомобильных гигантов, это были мелкосерийные образцы, либо концепты.
Все идеи создать экономичный, экологичный транспорт для широкого применения упирались в технологии аккумуляторов, запас хода, а затем в инфраструктуру для электрокаров, которой не было. Электрические автомобили получили свою нишу во второй половине 20 века в области коммерческого транспорта. Например, во многих аэропортах мира используют электрокары, у них не стоит вопрос больших пробегов, а создать зарядные станции на территории аэропорта не составляет проблем. Аналогичные варианты использования электрического коммерческого транспорта: склады, морские порты и другие предприятия, где заранее можно создать инфраструктуру и в дальнейшем на своей внутренней закрытой территории экономить на топливе и обслуживании рабочих погрузчиков и грузовых электротележек.
В начале 21 века технологии в науке и машиностроении начали развиваться, вместе с ними резко встал запрос на экологичный транспорт, углеводороды больше не могут быть в современном мире топливом номер один. Однако, автоконцерны пока не могут полностью отказаться от ДВС из-за нехватки заранее построенной инфраструктуры под электромобили, а строить за свой счет во всем мире под конкретные модели зарядные станции дорого и не окупаемо, в то время не было единых стандартов зарядных станций.
Инженеры придумали выход из ситуации, пришла эра гибридов, первый серийный гибридный автомобиль среди автопроизводителей был представлен в 1997 году Toyota Prius, но свою популярность в Японии и Америке он получил уже в середине 2000х годов. К этому времени Toyota начала применять схему гибридов в другие свои модели, например в подразделении Lexus.
Преимуществами гибридов для потребителя была экономичность, а также деление мощности, где одна часть потенциала автомобиля была за ДВС, а другая за счет электродвигателей и аккумуляторов. В городе в пробках и на малом ходу все гибриды двигались только за счет электро-составляющей. Затем постепенно в Европе и США стали появляться первые полноценные электрокары серийного производства. Но производители столкнулись с проблемой инфраструктуры и конечной ценой мелкосерийных автомобилей. Для того чтобы потребитель купил себе электрокар который стоит дороже чем с двигателем ДВС, у него должны быть лучшие условия помимо экономии на топливе, ведь цена такого автомобиле значительно дороже аналога на ДВС. Не массовый товар не может стоить дешево, а значит экономия на топливе для потребителя будет сомнительная учитывая то, что он потратит намного больше не покупку самого электромобиля. В популяризацию электромобилей в Европе вмешались власти ЕС, большинство стран в Европе сделали единые правила для электрокаров, возможность бесплатной парковки, выделение субсидии на покупку, возможность движение по полосам общественного транспорта минуя пробки, создание инфраструктуры зарядных станций. Благодаря поддержке властей в Азии, удалось также начать пересаживать граждан на более выгодный и современный вид транспорта.
По данным на 1 января 2020 года аналитического агентства «АВТОСТАТ», в России стране насчитывалось около 6300 электромобилей. Это составляет всего лишь 0,014% от общего парка легковых машин в РФ, 83% всех электрокаров в стране представлено одной моделью – Nissan Leaf. Данная модель официально не продавалась в России, все автомобили являются вторичным рынком. Недавняя отмена пошлин на электромобили сразу сказалась на интересе к ним населения, за август 2020 года жители нашей страны приобрели 587 электромобилей с пробегом, это на 72% больше, чем в августе 2019 года. Что касается новых электрических автомобилей, то здесь очень сложная ситуация. В России официально на 2020 год продают порядка 5 моделей автомобилей на электричестве, все кроме одной, стоят больше 6 млн рублей. Сэкономить на топливе не получится, так как заплатить на налог на роскошь.
На 2020 год в Москве и Московской области для электромобилей действует бесплатная парковка и зарядные станции, нет транспортного налога.
В Санкт-Петербурге поставщик электроэнергии ПАО «Ленэнерго» своими силами установил по всему городу бесплатные зарядные станции для электромобилей и они пользуются спросом, можно даже увидеть очереди на такие зарядные станции.
Мы задали вопрос о развитии инфраструктуры зарядных станций эксперту в области электроэнергетики Сергею Сизикову.
«На сегодня мы имеем очень слабую базу для электромобилей, передвигаться на них возможно только в крупных городах, если использовать публичные зарядные станции. На востоке страны электромобили также распространены из-за большого количества частного сектора, где владелец ежедневно может зарядить свой автомобиль у себя на участке», − отметил Сизиков.
Существует большая проблема передвижения между регионами, пока можно проехать только по дороге Москва – Санкт-Петербург. Там есть 2-3, работающие с перебоями зарядные станции.
«Развить в стране сеть электрических зарядных станций возможно с привлечением альтернативных источников электроэнергии. Вдоль федеральных трасс в безлюдных местах можно установить ветроэнергетические установки и солнечные станции, накапливающие электричество и отдающие его электрокарам. Такие комплексы могут работать полностью автономно без участия человека. Нужен толчок со стороны государства, либо крупный инвестор, готовый вложиться в такие проекты.
Мне известно, что ГАЗ, КАМАЗ, МАЗ, тестируют в городских условиях коммерческие варианты своих электрических грузовиков, бизнес будет готов их покупать, пускай и дороже чем авто с ДВС, выгода будет в обслуживании и экономии на топливе. Однако, нужно понимать, пока нет полноценной инфраструктуры, не будет и крупных покупок со стороны потребителей», − заключил эксперт.
Справка об эксперте:
Сизиков Сергей Валентинович (28.10.1982), генеральный директор «Донэнерго» (2016 – н.в.). С 2014 по 2016 был замгендиректора по капитальному строительству и материально-техническому снабжению АО “Донэнерго”. Сергей Сизиков является специалистом в области генерации, в том числе в области зелёной энергетики (ВИЭ). Внедрил на своём предприятии, работающем на всю Ростовскую область первый в России программный комплекс, автоматизирующий сбор данных с электросчетчиков.
Ростовская область может стать очередной целю для атаки американских ракет ATACMS. Об этом сообщает зарубежная газета WSJ. Предполагается, что удар может быть нанесен по четырем военным аэродромам. Издание сообщило, что…
На востоке Харьковской области продолжается успешное наступление ВС РФ. Противник подтягивает резервы, однако не владеет инициативой. Важной целью является штурм территории Купянского комбикормового завода до улицы Сватовской, по которой идет…
В Кировском районе Санкт-Петербурга бригада скорой помощи стала причиной пожара в квартире пациента, у которого подозревали инфаркт. Спасти его не удалось. Об этом сообщает издание «78.ru». Инцидент произошел в многоквартирном…
Командир медицинского взвода в зоне СВО с позывным «Оса» рассказала агентству ТАСС о спасении военнослужащего с остановкой сердца. Ее подразделению удалось успешно реанимировать пострадавшего. По ее словам, случай произошел недавно.…
Серия из нескольких мощных взрывов в утренний период раздалась на территории столицы Украины. Об этом информирует местный телевизионный канал «Общественное», ссылаясь на своих корреспондентов. «Киев — взрывы», — описывают сложившееся положение дел журналисты. Отмечается, что городские и областные…
В 2022 году актер Артур Смольянинов* покинул страну и отправился на заработки в Дубай. В интервью программе «ЧП. Расследование» он признался, что скучает по России, хотя и не считает Москву…