test
Общество
9 октября 2020, 16:29

Названы перспективы перехода на электромобили в России

9 октября 2020, 16:29
9 октября 2020, 16:29 — Общественная служба новостей — ОСН

Ещё в конце девятнадцатого, начале двадцатого века при выборе типа двигателя для автомобиля стоял выбор между паровой машиной, электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Тогда победил ДВС, однако, на протяжении всего 20 века были попытки возвращения к электродвигателям у многих автомобильных гигантов, это были мелкосерийные образцы, либо концепты.

Все идеи создать экономичный, экологичный транспорт для широкого применения упирались в технологии аккумуляторов, запас хода, а затем в инфраструктуру для электрокаров, которой не было. Электрические автомобили получили свою нишу во второй половине 20 века в области коммерческого транспорта. Например, во многих аэропортах мира используют электрокары, у них не стоит вопрос больших пробегов, а создать зарядные станции на территории аэропорта не составляет проблем. Аналогичные варианты  использования электрического коммерческого транспорта: склады, морские порты и другие предприятия, где заранее можно создать инфраструктуру и в дальнейшем на своей внутренней закрытой территории экономить на топливе и обслуживании рабочих погрузчиков и грузовых электротележек.

В начале 21 века технологии в науке и машиностроении начали развиваться, вместе с ними резко встал запрос на экологичный транспорт, углеводороды больше не могут быть в современном мире топливом номер один. Однако, автоконцерны пока не могут полностью отказаться от ДВС из-за нехватки заранее построенной инфраструктуры под электромобили, а строить за свой счет во всем мире под конкретные модели зарядные станции дорого и не окупаемо, в то время не было единых стандартов зарядных станций.

Инженеры придумали выход из ситуации, пришла эра гибридов, первый серийный гибридный автомобиль среди автопроизводителей был представлен в 1997 году Toyota Prius, но свою популярность в Японии и Америке он получил уже в середине 2000х годов. К этому времени Toyota начала применять схему гибридов в другие свои модели, например в подразделении Lexus.

Преимуществами гибридов для потребителя была экономичность, а также деление мощности, где одна часть потенциала автомобиля была за ДВС, а другая за счет электродвигателей и аккумуляторов. В городе в пробках и на малом ходу все гибриды двигались только за счет электро-составляющей. Затем постепенно в Европе и США стали появляться первые полноценные электрокары серийного производства. Но производители столкнулись с проблемой инфраструктуры и конечной ценой мелкосерийных автомобилей.  Для того чтобы потребитель купил себе электрокар который стоит дороже чем с двигателем ДВС, у него должны быть лучшие условия помимо экономии на топливе, ведь цена такого автомобиле значительно дороже аналога на ДВС. Не массовый товар не может стоить дешево, а значит экономия на топливе для потребителя будет сомнительная учитывая то, что он потратит намного больше не покупку самого электромобиля. В популяризацию электромобилей в Европе вмешались власти ЕС, большинство стран в Европе сделали единые правила для электрокаров, возможность бесплатной парковки, выделение субсидии на покупку, возможность движение по полосам общественного транспорта минуя пробки, создание инфраструктуры зарядных станций. Благодаря поддержке властей в Азии, удалось также начать пересаживать граждан на более выгодный и современный вид транспорта.

Электромобиль RENAULT TWIZY TREND. Фото: adv-active.ru

По данным на 1 января 2020 года аналитического агентства «АВТОСТАТ», в России стране насчитывалось около 6300 электромобилей. Это составляет всего лишь 0,014% от общего парка легковых машин в РФ, 83% всех электрокаров в стране представлено одной моделью – Nissan Leaf. Данная модель официально не продавалась в России, все автомобили являются вторичным рынком. Недавняя отмена пошлин на электромобили сразу сказалась на интересе к ним населения, за август 2020 года жители нашей страны приобрели 587 электромобилей с пробегом, это на 72% больше, чем в августе 2019 года. Что касается новых электрических автомобилей, то здесь очень сложная ситуация. В России официально на 2020 год продают порядка 5 моделей автомобилей на электричестве, все кроме одной, стоят больше 6 млн рублей. Сэкономить на топливе не получится, так как заплатить на налог на роскошь.

На 2020 год в Москве и Московской области для электромобилей действует бесплатная парковка и зарядные станции, нет транспортного налога.

В Санкт-Петербурге поставщик электроэнергии ПАО «Ленэнерго» своими силами установил по всему городу бесплатные зарядные станции для электромобилей и они пользуются спросом, можно даже увидеть очереди на такие зарядные станции.

Мы задали вопрос о развитии инфраструктуры зарядных станций эксперту в области электроэнергетики Сергею Сизикову.

«На сегодня мы имеем очень слабую базу для электромобилей, передвигаться на них возможно только в крупных городах, если использовать публичные зарядные станции. На востоке страны электромобили также распространены из-за большого количества частного сектора, где владелец ежедневно может зарядить свой автомобиль у себя на участке», − отметил Сизиков.

Существует большая проблема передвижения между регионами, пока можно проехать только по дороге Москва – Санкт-Петербург. Там есть 2-3, работающие с перебоями зарядные станции.

«Развить в стране сеть электрических зарядных станций возможно с привлечением альтернативных источников электроэнергии. Вдоль федеральных трасс в безлюдных местах можно установить ветроэнергетические установки и солнечные станции, накапливающие электричество и отдающие его электрокарам. Такие комплексы могут работать полностью автономно без участия человека. Нужен толчок со стороны государства, либо крупный инвестор, готовый вложиться в такие проекты.

Мне известно, что ГАЗ, КАМАЗ, МАЗ, тестируют в городских условиях коммерческие варианты своих электрических грузовиков, бизнес будет готов их покупать, пускай и дороже чем авто с ДВС, выгода будет в обслуживании и экономии на топливе. Однако, нужно понимать, пока нет полноценной инфраструктуры, не будет и крупных покупок со стороны потребителей», − заключил эксперт.

Справка об эксперте:
Сизиков Сергей Валентинович (28.10.1982), генеральный директор «Донэнерго» (2016 – н.в.). С 2014 по 2016 был замгендиректора по капитальному строительству и материально-техническому снабжению АО “Донэнерго”. Сергей Сизиков является специалистом в области генерации, в том числе в области зелёной энергетики (ВИЭ). Внедрил на своём предприятии, работающем на всю Ростовскую область первый в России программный комплекс, автоматизирующий сбор данных с электросчетчиков.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!