Начало учебного года — серьезное испытание не только для детей, но и для родителей. Обучение в школе подразумевает не только знакомство с новой темой, обсуждением какой-то сложной задачи, но и обязательное выполнение домашнего задания. Даже детей, которым легко дается учеба, порой бывает сложно посадить за уроки. О том, как упорядочить этот процесс, а не бегать за ребенком, в тщетной попытке заставить его засесть за домашнее задание, рассказала клинический психолог, детский и семейный консультант Александра Кондрахина.
Многим родителям, а также и детям этот этап обучения в школе кажется совсем не обязательным: «Ребенок же во время урока узнает что-то новое и тут же выполняет тренировочные упражнения. Для чего еще и домашнее задание делать?!»
Задайтесь вопросом к себе: «Увидев интересный рецепт какого-то блюда в интернете, как быстро вы сможете приготовить блюдо быстро и вкусно?» Наверняка, многим из вас потребуется не один раз приготовить этот рецепт по записям, чтобы положить все нужные ингредиенты. А вот уже после того, как вы запомнили весь рецепт, вы в состоянии технически готовить, чтобы блюдо было вкусным.
Так работает наш мозг. Процесс обучения является длительным даже для нормотипичных детей, которых, к сожалению, на сегодняшний день становится все меньше и меньше. Для приобретения нового навыка необходимо уделять одному и тому же действию 3 недели или 21 день. Но, учитывая индивидуальные особенности каждого из нас, количество дней для усвоения навыка может быть увеличено.
Домашнее задание задается не для того, чтобы «поиздеваться» или «помучить» детей, а для того, чтобы у ребенка была возможность многократно повторить новые действия, о которых он узнал во время урока. Только в этом случае можно говорить об успешном усвоение школьной программы.
Однако очень часто от родителей поступают жалобы о том, что ребенок не хочет делать уроки. И здесь следует выявить истинную причину нежелания выполнять домашнее задание.
Специалисты выделяют три основных причины.
Педагогическая. Обучаясь в школе, начиная с первого класса, изучает одни и те же темы по основным предметам. Но в каждый следующий год ученик по этой теме получает новые знания, приемы или способы решения. И в том случае, когда ребенок по каким-либо причинам не усвоил один способ или принцип решения (проболел, прослушал, пропустил и т. п.) у него возникают трудности в усвоении дальше. Прослушав объяснение учителя, ученик не будет знать, каким образом выполнять домашнее задание.
Если причина нежелания делать уроки кроется в этом, то самый простой способ разрешения данной ситуации — объяснить тему ребенку. Это могут сделать сами родители. Если такой возможности нет, то обратиться за помощью к репетитору.
Психологическая. Когда ребенок получает новые знания, ему необходимо применять их сразу же на практике. В противном случае можно столкнуться с сопротивлением со стороны ребенка. Учить что-то «на будущее» не всегда разумно. Просто потому, что мы не знаем, что нас ждет в этом будущем.
Интересующийся родитель многими вещами из разных областей науки всегда будет заряжать этим интересом своего чада. Ребенку будет самому интересно со своими родителями. Тогда не возникает никаких вопросов: «Зачем мне это знать?»
Чаще всего нежелание выполнять домашнее задание связано с низкой мотивацией, неуверенностью в себе и своих знаниях. Но имейте в виду, мотивация не возникает сама по себе. Это длительный процесс. Его достаточно сложно запустить. И при этом очень быстро можно «отбить» охоту что-либо делать.
Некоторые родители, желая помочь своему ребенку, очень часто застревают на первом этапе обучающего процесса – показывают новое действие. Им сложно перейти на следующую ступень – я буду рядом, пока ты выполняешь это действие. Дети очень быстро привыкают к тому, что за них все делают. У них не возникает даже желания попробовать. Таким образом мы формируем безинициативность.
С низкой мотивацией и уверенностью в себе поможет разобраться психолог.
Нейропсихологическая. По сути данную причину следовало бы поставить на первое место. Мы уже говорили, что неделание делать уроки могут быть связаны с отсутствием на уроке. Но для некоторых детей быстро восполнить это упущение становится реальным, а вот для других — не представляется возможным. Это связано с особенностями работы головного мозга. Ребенок может присутствовать на уроке, слушать (не равно слышать) объяснение материала, но при этом не понимать ни слова. И вроде бы учитель говорить на том же языке, задает не сложные вопросы, а ребенок как бы «отсутствует».
Конечно же выполнить домашнее задание не представляется возможным. Когда ребенку трудно регулировать свое поведение, его постоянно что-то отвлекает, запомнить трудно, что говорит или делает учитель, а бывает и такое, что сложно повторить за учителем какое-то действие, услышал одно, а понял совсем по-другому, то усвоение школьной программы идет с огромным трудом.
Сюда же «подтягивается» и низкая мотивация: «Я пробую что-то сделать, но у меня никак не получается ни с третьего, ни с пятого раза. Я не понимаю почему это происходит. А значит лучше вообще прекратить что-либо сделать».
Эта причина очень глубинная. С адекватной работы головного мозга строится весь процесс обучения чему-либо. Но когда идет «сбой» работы центральной нервной системы и головного мозга, ребенок не справляется с приобретением новых знаний и навыков.
В этом случае справиться без помощи нейропсихолога практически невозможно. Нейрофизиологическое развитие — это фундамент, на который накладываются все академические знания.
Специалист способен выявить «слабые» звенья, которые еще недостаточно сформировались и поэтому «тормозят» усвоение материала, построить коррекционную работу по развитию «слабых» звеньев с опорой на сильные стороны ребенка. Когда все системы организма работают правильно, ребенок понимает и запоминает, то справиться с домашними заданиями становится легко.
Ранее психологи разобрались в причинах, почему дети не хотят идти в школу и дали советы, как решить проблему.
Генеральный штаб Вооруженных сил Украины сообщил о серьезной обстановке в зоне специальной военной операции. Сообщается, что ситуация на фронте остается сложной, с постоянными атаками противника на украинские позиции, использованием своего…
Российские вооруженные силы (ВС РФ) продолжают активно продвигаться в Харьковской области, уничтожая сопротивление Вооруженных сил Украины (ВСУ) в районе Кругляковки в Купянском районе. По данным Telegram-канала SHOT, в ходе боев российские военные успешно отразили несколько попыток…
В пресс-службе Минобрнауки РФ рассказали о важной археологической находке в Курской области. Об этом пишет ТАСС. Раскопки проводились сотрудниками НИИ археологии юго-востока Руси Курского государственного университета близ деревни Шуклинка. В…
На юго-востоке населенного пункта Курахово (Донецкая Народная Республика) более десяти боевиков Вооруженных сил Украины приняли решение сдаться в плен. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на председателя комиссии Общественной…
Блогер Хиккан (Xikkasgrandma, Алексей Савин) признан нежелательным лицом в РФ. Ведущий блог в YouTube Савин готовится к депортации на Украину, гражданином которой является, сообщили «Осторожно, новости». Савин заключен в депортационный…
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в беседе с агентством ТАСС заявил, что Владимир Путин выступит с новым посланием к Федеральному собранию в конце 2025 года или весной следующего года. Кремль…