Министр образования и науки Валерий Фальков заявил о планах ухода России от Болонской двухуровневой системы высшего образования, предполагающей бакалавриат и магистратуру. О влиянии Болонской системы на российское образование говорили спикеры на пресс-конференции Общественной службы новостей: первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин; руководитель проекта «Национальный рейтинг университетов» Алексей Чапыгин; доцент кафедры экономики и инноваций Московского государственного гуманитарно-экономического университета Евгений Трубачеев.
Олег Смолин уверен, что подобные заявления носят лишь политический характер. Он отметил, что относится к числу противников этого закона, поэтому жестко полемизировал по этому поводу с министром образования и науки.
«Нам все говорят, что мы выходим из Болонского процесса, при этом все аргументы не профессиональные, а политические: «Болонская система – западная, а нам нужна собственная». Нам, на мой взгляд, нужны профессиональные аргументы и профессиональный разбор ситуации», – отметил Смолин.
Кроме того, он уверен, что Россия практически не получила плюсов от Болонской системы образования. Он отметил, что Болонская декларация провозглашает образование общественным благом, а не услугой.
«В России в последнее время насаждалась концепция образовательных услуг, которая неверна фактически. Сверх того, она ставит педагогов школ и высших школ в унизительное положение «обслуживающего персонала»», – уверен Смолин.
Однако Евгений Трубачеев предположил, что для российских университетов могут возникнуть новые затраты при введении новых стандартов обучения. Также может вырасти и стоимость обучения для студентов из-за увеличения срока учебы.
««Конечно, если будут введены какие-то новые стандартны по техническому обеспечению – мебель, техника, программному обеспечению, тогда затраты возникнут, но здесь необходимо рассматривать, каково будет новое образовательный стандарт. Пока у нас нет базы, на основе которой можно было бы определить потенциальные новые расходы образовательных организаций, говорить об этом преждевременно. Стоимость обучения в целом не изменится, но из-за увеличения срока обучения общая сумма может измениться на 25 – 30 процентов», — сказал Трубачеев.
В свою очередь, депутат Смолин отметил, что экономить на образовании Россия не должна. По его словам, страны, которые рассчитывают на модернизацию, увеличивают затраты.
«Согласно данным ЮНЕСКО, в 2012 году по доле расхода на образование от ВВП Россия занимала 98 место. Согласно данным тех же организаций, в 2018 году это было 120 место. Продолжать экономить в стране на образовании, значит поставить крест на модернизации страны», – заявил Смолин.
Однако Алексей Чапыгин заметил, что система высшего образования в России претерпела уже несколько изменений за короткий срок, и менять ее снова – не разумно. Он также добавил, что подобная реформа может отразиться на трудоустройстве будущих выпускников.
«Система образования исследования разработок в нашей стране уже пережила на протяжении 30 лет пять реформаторских прыжка, и опять подвигать к этому реформированию консервативную систему было бы не слишком разумно. Технологические изменения сейчас ускоряются, мы переходим просто в какую-то сингулярную систему, и мы уже не сможем готовить и переподготавливать специалистов, которые могут работать на быстро изменяющихся рынках труда, на высокотехнологичных рынках труда», — сказал Чаплыгин.
Кроме того, он отметил, что к Болонская система сегодня пользуется популярностью во всем мире, потому что она дает более гибкие возможности для студентов. Он также предложил перейти к модели 2+2+2, которая предполагает освоение общей программы в первые два года, а затем возможность заняться углубленным обучением или сменить направление. Такой подход сегодня распространен в европейских странах.
«Да, специалитет строился на протяжении 80 лет, а двухуровневая подготовка с гибкими программами создавалась почти 20 лет, хотя РДН уже 30 лет эти программы разрабатывает и реализует вполне успешно. Нужна система 2+2+2, чтобы студент получал возможность выбора курса дисциплин на свой вкус и возможности подготовки, чтобы промежуточные результаты засчитывались, и ими можно было воспользоваться при переходе и одного вуза в другой, при переезде из одной страны в другую», – уверен Чапыгин.
Напомним, Болонская система – это реализация положений декларации «Зона европейского высшего образования», подписанной министрами образования 29 европейских стран в 1999 г. Сейчас стран, которые участвуют в Болонском процессе, 49, включая Россию. Задачей подписанного соглашения была попытка создать единые унифицированные стандарты обучения в университетах разных государств. Система включает бакалавриат и магистратуру.
В Польше кладоискатели Славомир и Шимон Милевски совместно с археологами обнаружили крупнейший в стране клад монет времен Священной Римской империи. Находка оценивается в 500 тысяч злотых, что составляет около 12…
Утепление свинарника — важная задача для каждого свиновода, стремящегося создать хорошие условия для своих питомцев. Комфортная температура способствует сохранению здоровья животных, повышает их уровень фертильности. Общественная служба новостей расскажет, как…
Белый дом впервые подтвердил наличие разрешения у Украины на использование американских дальнобойных ракет ATACMS для ударов по России. В Вашингтоне использование ракет ВСУ объяснили необходимостью самообороны. Об этом заявил в…
Качественное утепление коровника — важнейшая задача для каждого фермера, стремящегося обеспечить своим животным комфортные условия в холодное время года. Коровы чувствительны к холоду, и снижение температуры в коровнике может привести…
С 1 января 2025 года страховые пенсии пенсионеров, включая тех, кто продолжает работать, будут увеличены на 7,3%. Однако, если инфляция окажется выше прогнозируемой, пенсии могут быть повышены еще больше. Об…
Значительная часть украинцев, покинувших территории, вошедшие в состав России, после начала конфликта, высказывают желание вернуться. Многие из них рассматривают возвращение как временную меру, чтобы решить юридические и имущественные вопросы. Об…