test

Известные политики и юристы призвали сажать злостных нарушителей ПДД

6 апреля 2021, 19:12
6 апреля 2021, 19:12 — Общественная служба новостей — ОСН

Действующая в России ответственность за нарушение правил дорожного движения на сегодняшний день представлена в основном штрафами. Так, например, в КоАП прописано, что штраф за превышение скорости не может превышать пять тысяч рублей. Другой мерой наказания является лишение права управления транспортным средством на год. Однако маленькая сумма штрафов, лень судебных приставов и низкое привлечение к ответственности нарушителей вызывают необходимость совершенствовать законодательство.

Так, общероссийское движение «Сильная Россия» выступило с инициативой о заключении злостных нарушителей под административный арест длительностью до 15 суток. Как объяснил Общественной службе новостей председатель движения Антон Цветков, аналогичная правовая мера применяется и в отношении виновных в мелком хулиганстве.

«Инициативы, которые мы представляем, проработаны нашими экспертами по многочисленным просьбам и предложениям граждан, пострадавших в ДТП и родственников погибших. Поэтому можно сказать, что они написаны кровью.

Анализ ситуации, складывающейся в сфере безопасности дорожного движения и в частности смертности на дорогах, свидетельствует, что значительное число ДТП, в том числе с человеческими жертвами, происходит по вине водителей автотранспортных средств, регулярно грубо нарушающих ПДД и в частности скоростной режим, то есть допускающих превышение разрешенной скорости движения на 60 км в час и более.
При этом штрафы, даже очень суровые, не способны остановить злостных нарушителей скоростного режима на дорогах. Тем более нужно учитывать, что российское законодательство далеко не самое жесткое по отношению к лихачам. Максимальное наказание, которое предусмотрено в КоАП за превышение скорости — штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на год. Совсем не для всех это является сдерживающим фактором.

В качестве примеров можно привести несколько резонансных ДТП с человеческими жертвами, произошедших уже в этом году, когда в ходе расследования выяснялось, что у виновников аварий неприлично огромное количество штрафов, в том числе погашенных. Для многих из таких людей, весьма состоятельных, погасить штраф, пусть даже представляющий для подавляющего большинства граждан существенную сумму, ничего не стоит. Заплатить и носиться по дорогам дальше, подвергая риску жизни других участников дорожного движения. А иногда, если это касается некоторых блогеров, то даже приносит им значительную узнаваемость в Интернете и, как следствие, увеличение прибыли, монетизации.

Безопасность дорожного движения — это не та сфера, где можно обойтись полумерами, ведь на кону жизни людей. Мы обязаны всеми доступными законными средствами защитить добропорядочных и законопослушных участников дорожного движения от злостных нарушителей и отморозков, для которых адреналин и лайки в соцсетях важнее человеческих жизней. Счет погибшим на дорогах, в том числе по вине нарушителей скоростного режима, идет на десятки тысяч ежегодно.

В связи с вышесказанным предлагаю рассмотреть возможность внесения соответствующих поправок в статью 12.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ, позволяющих подвергать нарушителей, допустивших в течении года трёхкратное превышение разрешенной скорости на 60 км в час и более, административному аресту на срок до 15 суток. Аналогичная ответственность предусмотрена уже за мелкое хулиганство, а ведь это, по сути, то же самое, да ещё угрожает жизни других граждан.

Также считаю необходимым ввести практику для злостных нарушителей скоростного режима, три и более раз нарушивших требования ПДД, информировать о допущенных ими правонарушениях по месту работы или учебы, а также сообщать данные в бюро кредитных историй, лицензионно-разрешительную систему Росгвардии  и участковому уполномоченному полиции по месту постоянного проживания — для проведения профилактических мероприятий. Здесь список нарушений может быть шире: не только серьёзное  нарушение скоростного режима, но и проезд на красный свет, выезд на встречную полосу движения, опасное вождение и прочее. Персональные данные правонарушителей необходимо передавать в региональные министерства транспорта для контроля и координации принятых по отношению к этим лицам мер. Можно в качестве эксперимента эту практику ввести в Москве и проверить эффективность.

Действенной профилактической мерой для злостных нарушителей скоростного режима также может стать маркировка (наклейка установленного образца) принадлежащих им транспортных средств знаками «Внимание! Опасный водитель!», которые должны будут в обязательном порядке размещаться на лобовом и заднем стёклах автомобиля и при их отсутствии дать, например, права полиции изымать права  и эвакуировать автомобиль. Надо, в прямом смысле слова, клеймить автомобили отморозков. Контролировать это можно и с помощью камер на дорогах.

Также считаю, что отказ выполнить неоднократное (три раза и более в течении суток) законное требование сотрудника полиции об остановке автомобиля должен наказываться российским законодательством более строго, вплоть до уголовной ответственности.

На сегодняшний день санкции за отказ выполнять законные требования сотрудника полиции предусмотрены только Административным кодексом. Практика показывает, что в отношении хулиганов и других правонарушителей на дорогах это не всегда срабатывает. Особенно, если речь идет о так называемых «автомажорах» и отъявленных правонарушителях, для которых штрафы или даже административный арест не являются серьезной сдерживающей мерой. Сейчас фактически одинаковая ответственность предусмотрена и для тех, кто не остановился с первого раза, для тех, за кем полицейские два часа гонялись по городу.

Уголовная ответственность для водителей, не подчиняющихся неоднократным требованиям сотрудника полиции об остановке, будет иметь, прежде всего, профилактический эффект.

Это не панацея, естественно, а лишь один пункт из целого комплекса мер, который мы должны реализовать. Кто-то может сказать, что бесконечно идти по пути ужесточения ответственности нельзя, и это не работает. Но я скажу так: намного проще смотреть в глаза нарушителю, который считает санкцию за свой поступок чрезмерно жесткой, чем родным и близким людей, погибших в ДТП по вине лихачей и дорожных хулиганов. Если рассматривать проблему под таким углом, то все становится на свои места.

Также предлагаю внести в КоАП еще одно изменение по линии профилактики нарушений скоростного режима на дорогах – за превышении скорости свыше 60 км в час ввести ответственность в виде штрафа не только для того, кто находится за рулём, но и для собственника автомобиля. Автомобиль — транспортное средство повышенной опасности, и владелец должен думать, кому его доверяет. Ведь если происходит ДТП, то собственник автомобиля несёт гражданско-правовую ответственность. Считаю, в случае превышения скоростного режима на 60 км в час и более подход должен быть аналогичным.

Убежден, что если введением перечисленных мер нам удастся остановить хотя бы одного потенциального убийцу, садящегося за руль, это уже можно считать победой», — резюмировал он.

В Госдуме предложение общероссийского движения встретили с поддержкой. Так, депутат Наталья Поклонская назвала ужесточение ответственности «обоснованным».

За агрессивное и опасное вождение должно следовать строгое наказание вплоть до лишения свободы

blockquote

«Считаю что обоснованно было бы предусмотреть усиление ответственности за нарушении ПДД. Агрессивное и опасное вождение, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и тем более повторные нарушения ПДД, ставящие под угрозу жизни и здоровье людей, должны получать жесткую реакцию и строгое наказание вплоть до лишения свободы. Нормальные водители должны быть защищены от необоснованных штрафов, а дорожные потенциальные убийцы должны выявляться еще до того как они убьют кого-нибудь в пьяном угаре или активном общении “зависая” в социальных сетях. В таких случаях лучше бы профессиональные водители возили профессоров и ученых, блогеров и актеров, политиков и знаменитостей имеющих зависимость, влияющую на безопасность дорожного движения при управлении транспортного средства. И важно было бы тесное взаимодействие ГИБДД с врачами-наркологами в этом вопросе», — уверена она.

Необходимость административного ареста за повторные нарушения поддержал бывший глава ГИБДД Владимир Фёдоров. Он сообщил, что первым шагом к этому могло бы быть повторное внедрение балльной системы нарушений.

Нужно разделить грубые нарушения от мелких нарушений

blockquote

«Инициатива, безусловно, нужная. Первое, необходимо восстановить ответственность за систему нарушений. В советское время было как: два нарушения получил, на третье можно было лишать [прав]. В российское время ввели бальную систему нарушений: 15 баллов — лишение, но потом отменили. Во многих странах такая система существует и по сей день, но не в России. Я бы снова вернул эту систему. Второе, я согласен с авторами инициативы, нужно разделить грубые нарушения от мелких нарушений. Превышение скорости, проезд на красный свет — за 3-5 нарушений в течении года обязательно нужен административный арест. Этих людей исправить штрафами невозможно. Целиком поддерживаю общественников», — отмечает Фёдоров.

Его коллега, экс-замначальника ГАИ России Павел Бугаев, отмечает, что в качестве самой жёсткой меры можно конфисковать автомобиль у нарушителя, а затем заставлять его оплачивать его простой под государственным наблюдением.

Водитель такой счёт получает, что ему выгоднее продать авто, чем «выкупать»

blockquote

«У нас давно идёт декриминализация уголовного законодательства. И нужно совершенствовать эффективность правоприменительную практику законодательства. Нужно предупреждать нарушения. У нас есть ряд законодательных инициатив о системе нарушений. Водители в нетрезвом состоянии задерживаются 2, 3, 5 раз. Они представляют опасность только когда выпьют. В Израиле есть мера принудительного задержания транспортного средства за счёт владельца. Потом ему такой штраф предъявляют, ему её выгоднее продать, чем “выкупать”. За повторное нарушение законов никого в тюрьму не садят. И нужно не тогда применять меры, когда он трупов наложил, а в рамках предупреждения. У нас 10 миллионов неплательщиков штрафов — ресурсов государства на всех не хватит. А вот вменить им содержание их же машины под арестом — это хорошая инициатива. Отобрать средство повышенной опасности у них», — объясняет собеседник.

Инициатива находит поддержку и среди адвокатов. Так, руководитель московской коллегии адвокатов «Карабанов и партнеры» Александр Карабанов заявил, что это бы позволило сильно сократить количество нарушений, а значит и спасти жизни.

«Автомобиль у нас по закону — средство повышенной опасности. С каждым годом автомобили совершенствуют, прибавляют свою мощь и повышается опасность при эксплуатации. Этот сектор нужно брать под особый контроль, потому что есть нерадостная статистика ПДД. Люди получают серьёзные телесные повреждения, огромное количество смертей. И государство просто обязано в этом сегменте рассматривать такие жёсткие санкции, чтобы люди задумывались, прежде, чем их нарушать. Я полностью поддерживаю данную инициативу и считаю, что она поможет сохранить жизни», — говорит юрист.

Среди автовладельцев тоже разделяют желание ужесточить ответственность. Вместе с тем, признаётся председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин, на дорогах не хватает мер безопасности в виде отбойников, а судебные приставы не торопятся штрафовать злостных нарушителей.

«Уже сейчас, если человек не оплачивает штрафы, может применяться административный арест. При том, что он предусмотрен, он почти не применяется. История с Эдвардом Билом показала, что в случаях с огромным количеством нарушений судебные приставы просто не работают. Уже давным-давно можно и нужно было его арестовать, взыскать все суммы, а машину списать в счёт погашения долга. Проблема, к сожалению, не в законодательстве, а в применении. Если нет неотвратимости наказания, то можно хоть до небес взвинчивать, это не исправит ситуацию. Я бы предложил устанавливать на дорогах отбойники, чтобы нельзя было выехать на встречку. Нужно, чтобы газоны были прикрыты. Такие простые, но очень действенные вещи нужны. У нас большинство процентов пострадавших в ДТП умирает из-за отсутствия своевременной помощи. Нужно думать, как нам наладить оказание этой первой помощи. Например, бесплатно обучать водителей», — считает он.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!