Общество

Имам Мустафин рассказал, как заключенных-мусульман защищают от вербовщиков-экстремистов

16 декабря 2024, 09:00 — Общественная служба новостей — ОСН

Бунты, устроенные радикалами в тюрьмах Ростова-на-Дону и Волгоградской области в 2024 году, показали, что вербовщики из псевдорелигиозных экстремистских организаций по сей день активно пытаются влезать в головы заключенных-мусульман, содержащихся в российских тюрьмах. К счастью, в подавляющем большинстве случаев их усилия оказываются тщетными, однако «удачные» кейсы все же вызывают беспокойство у законопослушных россиян. Связано это не только с широким резонансом, который вызывают такие случаи, но и с отсутствием понимания о том, что вообще происходит в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации, особенно с заключенными-мусульманами.

Пролил свет на эту тему заместитель муфтия Духовного собрания мусульман России, имам-хатыб, член Общественного совета при ФСИН России Денис хазрат Мустафин в интервью Общественной службе новостей.  Он рассказал, сколько последователей ислама находится в российских тюрьмах, и какая с ними ведется работа по профилактике радикальных псевдорелигиозных идей.

–  Денис, здравствуйте! Расскажите, какова дистрибуция заключенных-мусульман по регионам России? Какие отличия есть в духовно-воспитательной работе в колониях с большим и незначительным количеством заключенных-мусульман?

По данным Духовного собрания мусульман России, на 2024 год общее число верующих, содержащихся в местах лишения, составляет примерно 190 тысяч человек, из них 28 тысяч являются мусульманами, что равняется 15 %. А общее число лиц, находящихся в российских исправительных колониях, достигает 266 тысяч человек, по данным Министерства юстиции РФ на 2023 год.

«Больше положительных результатов достигается в работе с гражданами России»

blockquote

Что касается второй части вопроса, отмечу, что какой-то определенной специфики нет. Есть, например, отличия в работе с местными коренными жителями страны и иностранными мусульманами. Как показывает практика, больше положительных результатов достигается в работе с гражданами России. В системе УИС есть должности помощников начальника территориального органа по организации работы с верующими. Как правило, это лицо является представителем духовенства. В регионах с преимущественным проживанием и содержанием в исправительных колониях православных, на эту должность назначают священнослужителя Русской Православной Церкви, а в случае, если в регионе традиционно исповедуют религию Ислам, и в колониях содержится мусульмане, то назначают имама Духовного управления мусульман. С введением в текущем году новой должности в системе УИС помощника начальника следственных изоляторов по работе с верующими, здесь назначение на должность происходит также по вышеуказанному принципу, но в обоих случаях могут быть исключения.

– Как происходит эта самая духовно-воспитательная работа? Есть ли при тюрьмах свой духовник, или он приезжает в определенные дни? Как выстраивается взаимодействие с заключенными: это лекции или личные беседы? Какие темы затрагивают муллы в разговоре с заключенными?

Важно отметить, что в организацию духовно-воспитательной работы с осужденными очень большой вклад вносит сама Федеральная служба исполнения наказаний России и её территориальные органы в лице своих сотрудников. На сегодняшний день ФСИН подписаны соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с ведущими духовными управлениями мусульман, в том числе с Духовным собранием мусульман России.

Представители Духовного собрания мусульман России в регионах в рамках подписанных соглашений с территориальными органами уголовно-исполнительной системы посещают колонии по согласованному графику, ведут индивидуальные и интерактивные беседы с осужденными на тему духовно-нравственного воспитания, важности ведения праведного образа жизни, профилактики псевдорелигиозного экстремизма и терроризма, разъясняют основы традиционного ислама, проводят пятничные и праздничные богослужения по случаю мусульманских праздников в мечетях и молельных комнатах, расположенных на территории колоний, проводят обряды никаха (бракосочетания), имянаречения.

Общее количество молитвенных комнат и мечетей в колониях страны – около 390. Обычно, за каждой колонией или СИЗО закрепляется имам. Совместно с представителями Русской православной церкви организуются семинары на тему важности развития межрелигиозного диалога и сбережения общих фундаментальных ценностей. Также представители ДСМР большое внимание уделяют укомплектованию библиотек учреждений религиозной литературой, содействуют осуществлению контроля за тем, чтобы в учреждения не попадала деструктивная литература, занимаются обработкой обращений осужденных из колоний, содействуют решению бытовых вопросов в местах содержания, организации духовной жизни с учетом условий правил внутреннего распорядка.

– Конфликты с представителями других конфессий – происходят ли, и что делается для их предотвращения?

Конфликты с представителями других конфессий на религиозной почве между осужденными не встречаются. Отмечу, что много случаев, когда священнослужители РПЦ помогают мусульманам в благоустройстве их духовной жизни в исправительных колониях, по их просьбе могут снабдить библиотеки религиозной литературой, разрешенной религиозной атрибутикой, помочь жизненным наставлением.

Вообще, сам по себе межрелигиозный диалог важен, он востребован сегодня, в том числе в местах лишения свободы. РПЦ в сфере тюремного служения находится на авангарде и здесь нам, мусульманскому духовенству, полезно будет перенять их опыт. 10 декабря состоялся круглый стол, где подвели итоги конкурса «Неделя межрелигиозного диалога» в учреждениях УИС. Совместно со священнослужителями РПЦ проводим встречи с осужденными. Был уникальный случай на моем опыте, когда в Томске, в стенах воспитательной колонии для девочек, вместе провели интерактивную беседу. Сегодня в системе УИС межрелигиозный диалог выстроен на высоком уровне.

– Ислам и «тюремные понятия» – как они уживаются? Готовы ли заключенные-мусульмане включаться в систему «арестантского мира»?

А вот в этой плоскости конфликты случаются. Имамы привлекаются для разрешения таких конфликтных ситуаций.

«[“Арестантские понятия”] точно не ведут к покаянию и праведному образу жизни»

blockquote

Конечно же понятия «арестантского мира» не могут быть принятыми верующими мусульманами. Они придуманы отъявленными грешниками, которые посягнули на жизнь и имущество людей, их понятия точно не ведут к покаянию и праведному образу жизни, наоборот, толкают людей на преступление, на грех. Более того, эти понятия так популярны среди молодых людей, что после освобождения осужденного он для них может стать авторитетом. В добавок, еще и кинематография вносит свой вклад в распространение этих псевдоценностей, псевдообразов поведения.

Принципы жизни мусульманина построены на божественных вечных ценностях, канонах ислама, примере жизни Пророка Мухаммада (мир ему) и праведных людей. Каждый духовный, воспитанный человек должен излучать надежность, миролюбие и безопасность. Мы же все хотим, чтобы мы и все наши близкие жили в безопасности и благополучии, а посему нужно претворять в жизнь слово Всевышнего и следовать примеру лучших из людей, и тогда наша мирская и вечная жизнь будет полна благоденствием и радостью.

– Какие действия предпринимаются для профилактики радикализации заключенных-мусульман? Отделяются ли заведомо склонные к идеям псевдорелигиозных экстремистских организаций заключенные-мусульмане от других мусульман?

Такой практики, когда радикально настроенные осужденные содержатся отдельно от других осужденных, в нашей стране нет. На этот счет есть разные мнения ученых и специалистов – одни считают, что это неэффективно и будет мешать работе по дерадикализации, а другие, наоборот, предлагают ввести данную практику, как собираются это сделать некоторые страны Средней Азии. На мой взгляд, возможно, положительный эффект имела бы практика, когда пожизненно осужденных за преступления экстремисткой и террористической направленности содержали бы в отдельных, специальных для них, колониях.

Камнем преткновения в данном контексте является еще и то, что радикалы могут быть осуждены по статьям, которые не предусматривают наказание за преступления экстремистской и террористической направленности, и срок их отбытия наказания соответственно будет другой, как, например, в случае с осужденными, захватившими заложников в ИК-19 Волгоградской области. Это усложняет профилактическую работу.

Поэтому можно было бы попробовать выявлять таких лиц – носителей радикальной идеологии – при поступлении в учреждение с привлечением специалистов, религиозных деятелей, психологов и отделять их от общей массы, держать их на особом контроле. Один из самых действенных способов профилактики радикальных идей среди мусульман – это, конечно же, ведение индивидуальных бесед с осужденными с приведением достаточных аргументов из Священного Корана и Сунны, обучение их основам традиционного ислама, потому что в мусульманской среде работа по распространению радикализма происходит с использованием частичных цитат аятов и хадисов, которые идеологи радикализма интерпретируют в угоду своим корыстным целям.

«Важна работа и с сотрудниками»

blockquote

Также важным является сберечь самих сотрудников УИС от манипуляций и шантажа на религиозной или национальной почве. По долгу службы, им приходится быть в постоянном контакте с осужденными, и нередки случаи и попытки их спровоцировать. Поэтому здесь важна работа и с сотрудниками. По приглашению руководства ФСИН России мне, как заместителю муфтия и члену Общественного совета при ФСИН России, предоставляется возможность выступать докладчиком в организовываемых ФСИН России семинарах для сотрудников УИС по теме выявления признаков и профилактики идеологии терроризма и экстремизма в учреждениях УИС.

Отрадно, что в Саранске, на базе Исламского культурного центра, также ежегодно проходят обучающие курсы и семинары для сотрудников УИС, посвященные теме выявления признаков радикально настроенных осужденных и основам традиционного ислама. В рамках Межрегионального проекта по развитию взаимодействия между мусульманскими религиозными организациями и Федеральной службой исполнения наказаний России «Служить и созидать», реализуемой ДСМР при поддержке Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, готовятся к выпуску методические пособия по разъяснению основ традиционного ислама и основных признаков принадлежности к радикальным и экстремистским идеологиям, а также второе методическое пособие, посвященное психологическим инструментам и исламским каноническим механизмам изменения мировоззрения носителей псевдорелигиозной экстремистской идеологии.

Также в рамках данного проекта, ориентируясь на мнения сотрудников УИС и запросы лиц, содержащихся в местах лишения свободы, готовится видеоконтент для трансляции во внутреннем кабельном телевидении колоний. Видеоролики посвящены аргументированному опровержению доводов идеологов псевдорелигиозного экстремизма и терроризма, пагубности совершения грехов, сохранению семейных ценностей, воспитанию будущего поколения, социальному служению и патриотическому отношению к своей Родине. Также задействованными в регионах экспертами в лице имамов Духовных управлений, входящих в состав ДСМР, в колониях проводятся отдельные общие беседы с упором на профилактику экстремизма, проводятся мероприятия по повышению квалификации имамов, задействованных в работе с обвиняемыми и осужденными за преступления экстремистской и террористической направленности.

–  Собственно, как происходят попытки радикализации? Как псевдорелигиозные идеи распространяются среди заключенных? Какую роль в этом играет коррупция в тюрьмах и продажа сотрудниками мобильных телефонов с доступом в Интернет?

«Все это подкрепляется вырванными из контекста аятами, хадисами, ложной религиозной терминологией»

blockquote

При распространении таких идей ничего особенного не происходит, все это происходит в обычной будничной беседе. Осужденному на начальном этапе объясняется важность веры в Господа, объясняют основы ислама, окружают его вниманием и заботой, оказывают поддержку в решении каких-то проблем. И затем уже, когда он проникается доверием к носителям псевдорелигиозного экстремизма, он оказывается в их ловушке. Его тихонечко отчуждают от общества, и теперь для него мир делится на две категории: «свои» и «они». Все это подкрепляется вырванными из контекста аятами, хадисами, ложной религиозной терминологией. Человек вводится в состояние некоего эмоционального искусственного конфликта, и управлять им становится очень легко. А сами люди, которые целенаправленно распространяют радикальные идеи, бывают очень неприметны, обычно ведут себя тихо, не конфликтно. Вначале их даже в разговоре сложно выявить.

События в Волгограде выявили ряд актуальных проблем, требующих немедленного решения внутри системы и вопросов, касающихся участия институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций. Не секрет, что денежные дотации сотрудников УИС в регионах не высокие, и не в достаточной степени удовлетворяют их материальные запросы. Как телефоны и запрещенная символика оказалась в руках осужденных – это предстоит выяснить компетентным органам. Телефоны могли служить средством связи для координации своих действий внутри учреждения. А незаконный доступ в Интернет, конечно же, предоставляет выход на контент псевдорелигиозного экстремистского характера, что препятствует работе по изменению у таких лиц мировоззренческих взглядов.

Сейчас в учреждениях УИС Волгоградской области, при участии Центрального духовного управления мусульман Волгоградской области (Центральный Муфтият), в рамках подписанного недавно соглашения ведутся духовно-воспитательная работа с осужденными, профилактические работы по предотвращению распространения идей псевдорелигиозного экстремизма и терроризма. Выражаю уверенность, что общими усилиями органов государственной власти, религиозных организаций и институтов гражданского общества, мы достигнем поставленных целей в сфере исправления и духовно-нравственного воспитания осужденных, а также профилактики псевдорелигиозного экстремизма и терроризма в учреждениях УИС России.

Поделиться
Андрей Марков

Корреспондент. Окончил журфак СПбГУ, публиковался в университетской газете. Работал корреспондентом в Федеральном агенстве новостей и в ряде местных изданий.

Последние статьи

Со второго танкера «Волгонефть» спасли 14 членов экипажа

Сотрудники МЧС завершили эвакуацию экипажа танкера «Волгонефть 239», который сел на мель после дрейфа возле берегов Тамани. Об этом в понедельник, 16 декабря, проинформировала пресс-служба ведомства. Напомним, прежде в МЧС…

% дней назад

Минобороны России и Министерство создали научно-клинический консорциум

Об этом сообщила статс-секретарь — заместитель Министра обороны РФ Анна Цивилева. «Минобороны России и Министерство науки и высшего образования РФ заключили соглашение о создании научно-клинического консорциума с участием Российского научного…

% дней назад

Эколог Рыбальченко: катастрофы из-за разлива топлива с «Волгонефти» не будет

Эксперт Общероссийского народного фронта в области экологии Илья Рыбальченко в беседе с изданием Ридус обсудил возможные экологические последствия крушения танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» в Керченском проливе. «Никакой катастрофы не будет.…

% дней назад

Хинштейн посоветовал комментирующим работу ВС РФ чиновникам надеть погоны

Временно исполняющий обязанности губернатора Курской области Александр Хинштейн посоветовал чиновникам, комментирующим работу Вооруженных сил России, надеть погоны. Об этом он написал в своей социальной сети. Поводом для такого заявления стал…

% дней назад

Эколог Баташов: Судно «Волгонефть 212» не должно было работать во время штормов

Эколог Анатолий Баташов заявил, что потерпевшие в Керченском проливе суда не были предназначены для работы в море. Об этом сообщает телеканал «360». Он объяснил, что судна «Волгонефть 212» и «Волгонефть…

% дней назад

Вице-президент АТОР Мурадян: Россиянам стали чаще отказывать в шенгенских визах

Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Артур Мурадян сообщил, что россияне чаще стали сталкиваться с отказами в получении шенгенских виз. Как сообщает Telegram-канал «Банкста» причиной этому могут быть ограничения на количество…

% дней назад