Одна из восьми пачек сигарет на российском табачном рынке – немаркированный контрафакт. При этом всего 10 лет назад доля нелегальной табачной продукции составляла менее 1%. Несмотря на попытки законодательно бороться с контрафактом, в частности путем введения государственной системы маркировки табачной продукции, объем нелегального рынка сигарет в РФ продолжает расти. Об этом Общественной службе новостей рассказал главный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев.
«[Доля контрафакта на табачном рынке] держится на уровне 12-15%»
blockquote
Методика оценки нелегального табачного рынка в РФ выглядит следующим образом – эксперты собирают пустые пачки от сигарет и проводят уличные опросы, обменивая пачки прохожих на новые. Когда накапливается репрезентативное число пустых упаковок, их исследуют. Полученный процент немаркированных пачек от общего объема собранного материала и становится показателем объема нелегальной табачной продукции на рынке, объяснил собеседник издания. Сегодня в РФ такими исследованиями занимается подведомственный Минпромторгу ННЦК, указал он.
«Что касается самих цифр, то тут разбег не очень большой. Последние несколько лет [доля контрафакта на табачном рынке] держится на уровне 12-15%. То есть одна пачка из восьми – нелегальная. Думаю, что это близкая к реальности оценка. Хотя можно встретить экспертные оценки и до 30% рынка, но это мнение уже не так хорошо обосновано, как мнение на базе исследования пустых пачек», — говорит Королев.
Большая часть нелегальной табачной продукции, которую можно встретить в РФ – это легально произведенные брендовые сигареты из стран ближнего зарубежья: Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и так далее, указал эксперт.
«Лучше вообще не курить, конечно, но такое точно лучше не курить»
blockquote
«Их делают на хороших фабриках, с хорошим оборудованием, из хороших сырьевых материалов и так далее. То есть качество у этой продукции безупречное и претензий к нему нет. Просто налог на них уплачен в той стране, где их сделали, там он относительно низкий. А в РФ эта продукция нелегальна, потому что российский налог с неё не уплачен, — сказал собеседник издания. — Хотя, конечно, есть и подделки. Это подпольное производство. Но брендовые сигареты сложно подделать так, чтобы они были визуально неотличимы, для этого нужна фабрика высокого уровня. Поэтому совсем нелегальные подпольные производства делают самую дешевую продукцию, с дешевой упаковкой, дешевым табаком. Табак потребитель не может оценить визуально, а вот по упаковке, по пленке, по фильтру, по виду самой сигареты можно сделать выводы. Если внешне продукт выглядит плохо – лучше это не курить. Лучше вообще не курить, конечно, но такое точно лучше не курить».
Из «родной» страны в Россию такие сигареты ввозят в качестве контрабанды и продают по более низкой цене. Собственно, разница в стоимости – это одна из главных причин, по которым контрафакт вообще занимает определенную долю российского табачного рынка. Так, если легальная пачка сигарет условно стоит 200 рублей, и 80% от этой суммы занимает акциз и НДС, то контрабанду можно купить дешевле 100 рублей.
При этом нарваться на контрафакт в крупных розничных сетях практически невозможно. А вот в маленьких несетевых магазинах или в рыночных палатках встретить «паленые» сигареты вполне реально. Тем более, что, согласно замерам Счетной палаты, половина частных точек розничной торговли так и не присоединилась к системе маркировки, отметил Королев.
«Каналов [распространения контрафакта] очень много. Я считаю, что запрет киосков в 2013 году был ошибкой. Их обвинили в том, что они продают сигареты несовершеннолетним, но любой киоск – это все-таки малый бизнес, это инвестиции, их владельцы дорожили своим правом торговать и штрафы платить не хотели. Розница для курильщиков была доступна, было много точек, но они были легальными, и тем самым фильтровали нелегальную продукцию. До 2013 года доля нелегального рынка была гораздо ниже, его практически не было, — говорит он. — Когда убрали киоски, спрос остался. Людям надо покупать сигареты по дороге на работу и обратно, но не у всех по пути есть супермаркет с легальной продукцией. Поэтому начинают возникать нелегальные каналы, которые поддерживаются именно тем, что легальной розницы не хватает».
Эксперт подчеркнул, что любая легальная точка, торгующая сигаретами – это фильтр контрафактной продукции. Поэтому дополнительное давление на легальную розницу и введение новых правил в данном случае проблему не решает, считает он. Например, на сегодняшний день подключение к системе маркировки табачной продукции для многих несетевых магазинов попросту недоступно, поскольку требует серьезных вложений. Поэтому и государству, и бизнесу в отношении табачного рынка следует работать «очень тонко», идя навстречу легальной торговле, считает он.
«В 2015 году у нас было меньше 1% нелегального рынка, а сейчас 12-15%»
blockquote
«Если каждая восьмая пачка идёт без налогов, то это, безусловно, проблема и бюджетная, и государственная, и проблема общества в целом, потому что это криминальные нелегальные доходы, которые идут в самые разные криминальные сферы. Ничего хорошего в этом нет. Если в 2015 году у нас было меньше 1% нелегального рынка, а сейчас 12-15%, то это действительно серьёзная проблема, — сказал Королев. — К сожалению, маркировка при правильных задумках и объявленных целях не дала никакого эффекта. С 2019 года немаркированная продукция у нас полностью запрещена к продаже. И за прошедшее время доля нелегального рынка только выросла. Поэтому тут надо многое дорабатывать, в том числе и в самой системе маркировки, и в других мерах».
Ранее в разговоре с ОСН эксперт по табачному рынку Максим Королев рассказал, кого будут сажать за производство поддельных сигарет.
Ученые из Медицинской школы Вашингтонского университета обнаружили, что кофе способствует увеличению числа потенциально полезных бактерий L. asaccharolyticus в кишечнике. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Microbiology. В исследовании участвовали около…
Геммолог и основательница ювелирного бренда Татьяна Такташева сообщила, что в первом квартале 2024 года спрос на драгоценные камни в России увеличился в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого…
Аэропорт Антальи не будет принимать рейсы до 3:00 после пожара на борту самолета российской авиакомпании «Азимут», сообщил Минтранс Турции. Замгубернатора провинции Суат Сейитоглу отметил, что пострадавших в результате инцидента нет.…
Бывший гендиректор российской промышленной группы «Южмаш» Вячеслав Смоленко рассказал в интервью ТАСС про советский завод в Днепропетровске, по которому били «Орешником», но урон от показательного удара оказался локальным. У Южмаша…
В аэропорту Антальи при посадке загорелся самолет российской авиакомпании «Азимут». Об этом сообщили в пресс-службе Росавиации. Отмечается, что пожарные оперативно потушили огонь. Известно, что пожар произошел в двигателе самолета Superjet…
Около 150 тысяч беженцев, покинувших Мариуполь и другие территории, ставшие частью России, возвращаются домой с Украины, где они находились как временно перемещенные. Об этом сообщил депутат Верховной Рады от партии…