test

Картина дня

Эксперт по кибербезопасности Ромачев: Звонки с подозрительных номеров в мессенджерах – это всегда мошенники

7 мая 2024, 17:27
Фото: freepik / freepik
7 мая 2024, 17:27 — Общественная служба новостей — ОСН

В последнее время телефонные мошенники стали звонить россиянам не только по сотовой связи, но и через мессенджеры. Российским пользователям WhatsApp, Telegram и Viber могут поступать вызовы от абонентов с кодом другой страны, либо вовсе с коротких номеров, похожих на номера официальных государственных служб. Так, например, некоторые россияне жалуются на то, что им в мессенджеры звонят с номера «+115*», который практически идентичен номеру техподдержки Госуслуг – «115».

Как отмечает генеральный директор Агентства экономической разведки «Р-Техно», эксперт по кибербезопасности Роман Ромачев, сотрудники службы поддержки Госуслуг, как и работники банков и государственных ведомств, никогда не будут сами звонить россиянам, тем более через мессенджеры. Зачем мошенники звонят по приложениям, а также отличаются ли эти звонки от обычных, Ромачев рассказал Общественной службе новостей.

«Злоумышленники ищут пути обхода»

blockquote

«Дело в том, что современные программы, которые определяют номер телефона и предупреждают пользователя о возможном спаме или мошенниках, не работают с мессенджерами. Поэтому, конечно, злоумышленники ищут пути обхода, — указал он. — Через мессенджер проще звонить, и звонок сложнее заблокировать. Люди как правило не знают, как блокировать номер телефона в таких приложениях».

Кроме того, на звонки через мессенджеры не нужно тратить деньги, поскольку связь осуществляется через интернет, а не сотовые каналы. Таким образом, звоня через WhatsApp или Viber, мошенники экономят средства и снижают риск того, что их номер будет распознан.

«Это такая же попытка вовлечь потенциальную жертву в диалог, либо в какой-то процесс»

blockquote

«Технологии [обмана], в принципе, те же, ничего нового я не вижу. Это такая же попытка вовлечь потенциальную жертву в диалог, либо в какой-то процесс, например, смену пароля, чтобы путём испуга или создания какой-то проблемы попытаться снять с нее информацию, — указал эксперт. — Мы все прекрасно знаем, что нам не стоит общаться с незнакомцами на улице. Точно так же с незнакомцами не стоит вести диалог по телефону и в мессенджерах. Любая попытка вовлечь человека в беседу, неважно под каким предлогом, будь то смена пароля в Госуслугах, либо просьба перечислить деньги, чтобы их сохранить – это всегда попытка вытащить из жертвы информацию, которая поспособствует успешному совершению мошеннических действий».

При этом, проводя обзвоны потенциальных жертв в мессенджерах, мошенники могут скрывать свой реальный номер и подменять его на нечто, похожее на «цифры» официальных сервисов и государственных служб, чтобы ввести пользователя в заблуждение, указал Ромачев. Однако, подчеркнул он, представители организаций – например, банков или госслужб – не будут сами звонить людям, особенно через сторонние приложения. Все деловое общение с клиентами они, как правило, ведут через официальную рассылку писем, отметил эксперт.

С технической же точки зрения звонок в мессенджер ничем не отличается от вызова по сотовой связи. Просто ответив на сомнительный звонок, например, в Viber, пользователь ничем не рискует до тех пор, пока сам не начнет выдавать персональную информацию или совершать определенные действия, которых от него требует злоумышленник. Поэтому способ защиты от таких дозвонов достаточно прост – лучше не отвечать на звонки с неизвестных номеров в мессенджерах, и по возможности их блокировать.

Ранее в разговоре с ОСН эксперт по кибербезопасности Роман Ромачев рассказал, что телефонные мошенники могут «украсть» голос человека с помощью нейросетей.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!