Успехи детей в учебе неизменно радуют родителей, а нежелание постигать науки в школе, безусловно, огорчают. Но когда ребенок совсем не хочет учиться, это кажется катастрофой. С чем связан этот протест? В чем причины того, что ребенок не хочет учиться? Что делать в этой ситуации и как ему помочь? На эти вопросы Общественной службе новостей ответили эксперт по детско-родительским отношениям, семейный психолог Алевтина Румянцева и медицинский психолог Олег Долгицкий.
Малышей первых лет жизни не случайно называют «почемучками». Этот возраст связан с десятками открытий, которые крохи совершают каждый день. По мере взросления этот интерес угасать не должен, так как тяга к новым знаниям и опыту заложена в каждом человеке генетически.
«Нами постоянно движет интерес, и очень важно этот интерес развивать с рождения, — комментирует Алевтина Румянцева. — Но когда родители при воспитании малыша говорят «нельзя» чаще, чем «можно», интерес не развиваются, а наоборот, затухает. И тогда ребенок становится пассивным в получении новых знаний и навыков. Это приводит к отказу от обучения не только в младшем возрасте, у дошкольников, но и более старшем».
Отрицание учебы может проявляться в разном возрасте.
Если родители видят, что ребенок вообще не хочет учиться, бить тревогу еще рано. Во-первых, малыши все разные: по темпераменту, характеру, наследственным качествам. И в этот период сложно определить, насколько они способны впитывать новую информацию. Одним деткам это дается легко, их называют способными. А другим тяжело, и это связано с тем, что их мозг только «дозревает».
«Если таких детей начать «нагружать» учебой, они не смогут долго концентрировать внимание и задерживать на ней интерес, ― уточняет Алевтина Румянцева. ― И с учебой ничего не получится. Малыша нужно уметь чувствовать, не сравнивать его успехи с успехами других. А любое обучение следует проводить только в игровой форме».
«В норме к семи годам учеба должна становиться ведущей деятельностью, ― отмечает Олег Долгицкий. ― Но если ребенок отстает в своем психологическом развитии, его ведущей деятельностью остается игра, соответствующая более раннему этапу развития, ― периоду 3-7 лет. Именно поэтому некоторые ученики в младших классах хотят только играть и отказываются от учебы. Внешне это проявляется тем, что ребенок ходит на уроки с игрушками, он не усидчив, легко отвлекается. Его внимание невозможно удержать в течение 40 минут, из-за чего он не способен соблюдать регламенты школы».
Если ребенок не хочет учиться в школе в этом возрасте, важно оценить причины, которые к этому привели.
«Не каждый учитель способен увлекательно преподавать свой предмет, ― комментирует Алевтина Румянцева. ― Да и современные школьники требуют новых методов и систем обучения. Поэтому я всегда рекомендую подбирать начальную школу по учителю, а не по близости к дому. От первой учительницы зависит, будет ли у ребенка развиваться интерес к учебе».
Дети этого возраста очень подвижны. Им хочется много бегать, прыгать, «дурачиться», а их усаживают за парты и не дают ни минуты свободного времени, заставляя делать домашние задания. Отсутствие возможности для эмоциональной и физической «разрядки» вызывает у них своеобразный протест.
Другой причиной такого поведения становится активное вмешательство в образовательный процесс родителей.
«Если родители контролируют каждое действие школьника, не позволяют ему учиться самостоятельности и ответственности, он начинает проявлять такой протест, ― уточняет Румянцева. ― Раз вы меня не уважаете, не доверяете мне, значит, я тоже не буду делать то, что вы от меня хотите».
А так как ребенок еще маленький и влиять на родителей не может, он выбирает этот метод воздействия и придерживается его.
В этот период дети переходят из этапа детства в подростковый возраст, и это проявляется изменениями в их поведении, характере.
«В 12 лет начинается эпоха «подростничества», ― отмечает Олег Долгицкий, ― и ведущую учебную деятельность ребенка сменяет интимно-личностное общение, направленное на познание другого человека, себя, межличностных отношений и усвоение норм социального поведения. Поэтому в этот период подростка в большей степени интересует общение со сверстниками, а не занятия учебой».
Изменения гормонального статуса, появление новых увлечений и интересов меняют жизненные приоритеты подростка. Огромное влияние на него оказывают внешняя среда, мнение одноклассников. Поэтому для возраста 12 лет (6-7 класс) потеря интереса к учебе ― обычное явление, что часто отмечают учителя.
«Не нужно паниковать и расстраиваться, ― советует Алевтина Румянцева. ― Не нужно ругаться с детьми, им и так нелегко. И они, как никогда ранее, нуждаются в поддержке и понимании родителей».
Как помочь чаду, если он отвергает любые попытки «вразумить» его? Ведь очевидно, что ничего хорошего такие «перекосы» в поведении не сулят. Тем не менее, психологи советуют сохранять спокойствие и действовать по следующему алгоритму.
«Причину всегда нужно искать со всех сторон, ― уточняет Алевтина Румянцева. ― Она может быть в школе и в классе, может быть в родителях и их методах воспитания. Может быть, элементарно, у ребенка нет сил».
Если известно, что в школе есть проблемы, например, острый или затянувшийся конфликт с одноклассниками, неуважение учителей или их безразличие к ученикам, стоит не бояться менять класс или школу. Нередки случаи, когда после смены школы интерес к учебе возвращается.
Решать, что делать в такой ситуации, нужно только после выяснения ее причины. И помочь сыну или дочери можно только, если разобраться в той проблеме, которая привела к такому результату. Нельзя пытаться навязать или заставить учиться, это ни к чему не приведет. Развивать тягу к учебе можно только интересом.
Этот интерес, кстати, подпитывает и школа, которая формирует «соревновательную» среду в виде оценок. Для многих получение высоких оценок само по себе становится стимулом к учебе, ведь в этом случае возникает приятное ощущение «победителя соревнований». Если же чувства «достигаторства» у чада нет, можно использовать другие техники.
«Часто стимулировать к учебе может личный пример родителей, ― уточняет Алевтина Румянцева, ― так как дети не хотят быть хуже своих родителей».
Но этот же момент может работать и с точностью до наоборот. Если взрослые сами не любят учиться, а все свободное время проводят перед телевизором или с гаджетами, то и подростки будут их копировать.
Если он много болеет, не соблюдает режим дня, питается одним фаст-фудом и сладостями, не занимается физкультурой и тратит часы на игры в гаджетах, никаких сил на обучение у него не будет. Когда нет сил и энергии, нет и интереса. И для родителей должно быть первостепенным взять на себя ответственность в этих вопросах и проявить заботу о здоровье ребенка.
Помочь ребенку, который не хочет учиться, можно поддержкой его сильных сторон. Если он ― творческая личность, а точные науки даются ему с трудом, важно делать упор именно на тех предметах, которые ему нравятся, даются легко. На низких же отметках по другим, «трудным» дисциплинам стоит не заострять внимание, не переживать и не гнаться за оценками.
«По сложным предметам всегда можно найти хорошего репетитора, который сумеет влюбить школьника в свой предмет», ― советует Алевтина Румянцева.
Если взрослые часто говорят сыну или дочери о важности «хороших» оценок и ругают за плохие, ребенок пребывает в состоянии постоянного стресса. Он очень боится потерять любовь и уважение родителей, если не справляется с учебой, и этот страх сковывает его, мешает нормальному учебному процессу. У него все не складывается, начинает идти «не так».
Психолог советует родителям не формировать повышенных ожиданий и требований лишь «хороших» отметок, а поддерживать и подбадривать ребенка каждый день.
«Я всегда советую родителям говорить своим детям такие слова, ― отмечает Алевтина Румянцева. ― Учись, как получается, но старайся делать все возможное. Нам очень хочется, чтобы у тебя были знания, они тебе понадобятся в будущем для сдачи ЕГЭ, для поступления в вуз. Но мы любим тебя не за оценки, а просто потому, что ты наш ребенок. Знай это, и всегда можешь рассчитывать на нашу помощь и поддержку».
Важно понять, что учеба ― это зона ответственности не взрослых, а школьника, и относиться к ней именно так. Школа служит прекрасным тренажером для взрослой жизни. Ведь школьные ошибки не так страшны, как «взрослые», поэтому нужно позволять школьнику совершать их и учиться делать выводы. Рост и развитие происходят только через ошибки, а потому не нужно их бояться.
Несмотря на то, что обучение кажется очень важным, школьный период закончится быстро, а вот отношения между родителями и детьми формируются на всю жизни. Если в них все спокойно, родители поддерживают ребенка и показывают своим примером «правила поведения», тогда и интерес к обучению появляется и не угасает. А если нет, стоит обратиться к психологу, чтобы выяснить причины проблемы и справиться с ней.
Напомним, ранее психолог рассказал Общественной службе новостей, как стать уверенным в себе и повысить самооценку.
Полковник Михаил Тимошенко считает, что недавний удар гиперзвуковой ракетой «Орешник» по заводу «Южмаш» в Днепре не заставит Запад начать серьезные переговоры с Россией по ситуации на Украине. 22 ноября Сабрина…
Первый зампред Комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа оценил высказывания экс-премьера Украины Арсения Яценюка. Напомним, тот заявил, что победивший на выборах в США Дональд Трамп не позволит Киеву проиграть.…
Австралийскому серфингисту Каю Уилкинсону удалось избежать нападения белой акулы и запечатлеть встречу с ней на видео. Об этом сообщает 9 News Australia. По информации источника, инцидент произошел на побережье Нового Южного…
Российские власти решили судьбу ИП блогера Елены Блиновской, находящейся сейчас в СИЗО. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на регистрационные документы. В официальных бумагах сказано, что Федеральная налоговая служба…
Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец сообщил в своем Telegram-канале, что на предстоящих выходных Москву ожидает начало метеорологической зимы. Согласно его прогнозу, уже в субботу столицу накроют интенсивные снегопады.…
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова сообщила, что из Сирии в Россию возвращена группа из 26 детей. «Сегодня вернули на родину группу российских детей из одного из лагерей на северо-востоке Сирии», — написала омбудсмен в своем Telegram-канале 22 ноября.…