Автоюрист Славнов: Курьеры на электровелосипедах должны получать права
20 марта 2025, 17:11
В последние годы работники курьерских служб по доставке еды в России хорошо освоили новое средство передвижения – так называемые электровелосипеды, которые с обычными великами роднит разве что схожий форм-фактор. По принципу работы такой вид транспорта приближен скорее к электрическим самокатам – в движение он приводится за счет электромотора, а педали иногда вовсе отсутствуют. Причем передвигаются электровелосипеды по пешеходным зонам, что нередко приводит к разного рода неприятным происшествиям. Так, в Санкт-Петербурге только с 10 по 14 марта, пока МВД проводило массовую проверку электровелосипедистов – оштрафовали, кстати, почти тысячу человек – в городе зарегистрировали девять ДТП, в которых пострадало трое человек.
Как отмечает автоюрист Дмитрий Славнов, электровелосипеды относятся к категории средств индивидуальной мобильности (СИМ), наряду с электросамокатами, моноколесами и другими подобными видами транспорта. Убрать их с тротуаров на проезжую часть сейчас нельзя – для этого нужно было бы законодательно перевести электровелосипеды в другую категорию транспортных средств и обязать водителей получать соответствующие права. Вместо этого, однако, в России нужно открыть новую категорию прав на управление всеми СИМ вообще, считает эксперт. Об этом он рассказал Общественной службе новостей.
Юрист пояснил, что, по действующим правилам, к СИМам относятся все устройства, которые передвигаются за счет электрического мотор-колеса. Соответственно, велосипеды, работающие от такого электродвигателя, также попадают в эту категорию. Славнов заметил, что в России сейчас рассматривают возможность приравнять электровелосипеды с мотором мощностью выше 250 Вт к мопедам и обязать водителей получать права категории М – тогда они будут ездить не по тротуарам с пешеходами, а по дорогам общего пользования. Впрочем, пока это «только разговоры», указал он.
«Мы их не сможем искоренить»
«На сегодняшний день это все СИМ – средства индивидуальной мобильности, — говорит собеседник издания. — СИМ уже прочно вошли в нашу жизнь, и мы их не сможем искоренить, как это сделали во Франции. Поэтому под них необходимо адаптировать законодательство».
Собственно, к транспортным средствам – мопедам, мотоциклам и машинам – СИМ, как и обычные велосипеды с самокатами без мотор-колеса, не относятся, указал Славнов. И поскольку по ПДД средства индивидуальной мобильности не могут передвигаться по проезжей части за исключением особых случаев, убрать электровелосипеды с тротуаров на дороги сейчас никак нельзя, пояснил эксперт.
«Если у нас будет на законодательном уровне закреплено, что это пере-велосипед и недо-мопед, тогда, конечно, можно будет выпускать электровелосипеды на дорогу общего пользования, но в таком случае райдер должен будет получать права на эту категорию, чтобы вместе с возможностью управления транспортным средством у него были ещё и обязанности. Чтобы он понимал, что если кого-то собьёт, то может лишиться прав, чтобы он страховал своё транспортное средство по ОСАГО и так далее», — говорит он.
Сам Славнов, однако, предлагает иную меру для урегулирования присутствия СИМов на пешеходных тротуарах. По его мнению, в стране нужно открыть новую категорию водительских прав – категорию СИМ.
«Тогда уже райдер будет понимать, что он находится среди пешеходов, что если он где-то прохожему оторвал карман или сбил его, то уже будет нести ответственность. У него будет эта категория прав, и у него будет, чего лишаться. Райдера можно будет отстранить от управления, скажем, на один-два сезона. Тут уже можно продумывать – например, кикшеринг может отключить его аккаунт, и, соответственно, его права будут заблокированы, — объясняет юрист. — Надо вводить категории, чтобы водители учились [управлять СИМами], чтобы хотя бы мало-мальски понимали, что нужно надеть шлем, что должны быть какие-то средства безопасности, что у них, наряду с привилегией управлять СИМом, есть ещё и ответственность. Тогда это будет работать».
Читайте также:
- Автоюрист Радько предложил переделать платные парковки под места для инвалидов
- Автоюрист Радько: При попадании в яму, колодец или столб надо вызывать ГИБДД
- Автоюрист Славнов: Если пешеход поскользнулся и упал на авто, он должен возместить ущерб
- Автоюрист Славнов заявил, что права для самокатчиков нужно выдавать с 12 лет