Автоэксперт Моржаретто: Высокий утильсбор на электромобили убьет бюджетные модели

9 января 2025, 16:58
Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы / Евгений Самарин
9 января 2025, 16:58 — Общественная служба новостей — ОСН

Резкое повышение утилизационного сбора на электромобили в России сильно сократит выбор личного электротранспорта, а также приведет к «смерти» бюджетных моделей. Об этом Общественной службе новостей сообщил заместитель главного редактора журнала «За рулем», автоэксперт Игорь Моржаретто.

С начала 2025 года в РФ начала действовать новая ставка утильсбора на электромобили — она выросла в 20,5 раза. Если раньше юридические лица должны были уплатить за ввоз машины с электрическим двигателем возрастом до трех лет всего 32 600 рублей, то теперь размер утильсбора составит 667 400 рублей. За импорт машин старше трех лет доплатить придется 1,2 миллиона рублей против 122 тысяч по старой ставке.

ads_code

«Наш рынок в этом году начнет падать, это однозначно»

blockquote

«Поэтапное повышение утилизационного сбора, которое пролоббировали некоторые отечественные производители прошлым летом, формально объясняется тем, что таким образом в стране создаются предпосылки к тому, чтобы зарубежные партнеры развивали свое производство в России. Типа, хотите на нашем рынке присутствовать — давайте тоже здесь что-то производите. Но это вопрос очень сложный, — говорит специалист. — Одно дело, когда рынок растущий. Но наш рынок в этом году начнет падать, это однозначно. Он и так был маленький, и сократится еще сильнее. В этой ситуации надеяться, что кто-то придет собирать здесь электромобили, мне кажется, несколько странно».

Моржаретто отметил, что электромобили на российском авторынке занимают не более 1-2 %. При этом весь рынок, по прогнозам аналитиков, в 2025 году ждет сокращение — то есть снижение числа продаж автомобилей — на 10-20 % по отношению к прошлому году. Причиной тому являются высокие цены и высокая ключевая ставка Центробанка, которая делает автокредиты труднодоступными для потребителей. Это при том, что ранее более 50 % автомобилей в стране приобретались при помощи банковских займов, указал эксперт.

«Для бюджетной машины […] это, конечно, смерть»

blockquote

Он также добавил, что в РФ есть и собственные заводы по сборке машин с электродвигателями, однако выпускают их очень малыми тиражами, спрос на них невелик, и все производство, по большому счету, «серьезно убыточное». Поэтому иностранные автоконцерны вряд ли захотят открывать свои заводы в России для выпуска электрокаров. Чтобы сборочное производство в РФ было выгодным, им нужно будет выпускать одну модель тиражом от 15-20 тысяч, однако такого количества электромобилей в стране попросту не покупают.

«Такое резкое повышение утильсбора на электромобили, с моей точки зрения, очень сильно сократит выбор, и каждая компания, которая приходит в РФ, будет задумываться, надо ли ей это. И если 600 тысяч для какого-нибудь дорогого электромобиля стоимостью 10 миллионов как-то болезненно, но можно пережить, то для бюджетной машины — например, в Узбекистане сейчас производят бюджетные электромобили компании BYD, которые стоят от миллиона — это, конечно, смерть», — считает собеседник издания.

При этом Моржаретто отметил, что электромобили для россиян на сегодняшний день остаются «скорее, игрушкой», чем полноценным средством передвижения.

Ранее в разговоре с ОСН автоэксперт Петр Шкуматов сообщил, что повышение утильсбора не вызовет резких скачков цен на авто.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.