test
Общество
28 декабря 2023, 16:14

Авиаюрист Герасимов рассказал, как возместить потери при опоздании на пересадку

28 декабря 2023, 16:14
28 декабря 2023, 16:14 — Общественная служба новостей — ОСН

Зимой в гражданской авиации традиционно возникают трудности с пассажироперевозками, будь то задержка вылета или посадки, перенос рейсов и так далее. Чаще всего это происходит в штатном режиме и связано с сезонными погодными условиями и особенностями технического облуживания самолетов в холодное время года. И если обычные пассажиры от подобных форс-мажоров рискуют потерять только время, то как быть тем, кто из-за задержки не успевает пересесть на стыковочный рейс? В лучшем случае такой неудачливый путешественник прождет несколько часов до следующего отправления, а в худшем – может надолго застрять в аэропорту незнакомого города.

Как отмечает заслуженный адвокат России, бывший эксперт Международной организации гражданской авиации Павел Герасимов, пассажир, который не успел на пересадку из-за задержки одного из «плечей» стыковочного рейса – то есть не по своей вине – может рассчитывать на получение компенсации как в досудебном порядке, так и через суд по закону о защите прав потребителей. Подробнее об этом эксперт рассказал Общественной службе новостей.

«Перевозчик, который является основным по билету, обязан будет предоставить билет на следующий рейс».

blockquote

«Когда мы покупаем билет на стыковочный рейс с пересадкой, который продается в рамках единого бронирования, то вне зависимости от того, разные авиакомпании на каждом плече или нет – тот перевозчик, который является основным по билету, обязан будет предоставить билет на следующий рейс по этому же направлению в случае задержки и невозможности совершить стыковку вовремя», — пояснил юрист.

Если же пассажир забронировал два отдельных билета для самостоятельной стыковки и опоздал на пересадку, то тут можно возместить ущерб несколькими способами. Например, если задержанный рейс был международным и выполнялся иностранной авиакомпанией, то за каждый час задержки пассажиры получат компенсацию согласно конвеции ИКАО, отметил собеседник издания.

«Если вы предъявляете иск на 100 тысяч рублей для компенсации перелёта, то вам будет выплачено 150 тысяч по результатам суда».

blockquote

«В случае задержки первого полета и невозможности продолжить своё путешествие рейсом самостоятельной стыковки, вы вправе потребовать [у задержавшей вас авиакомпании] возмещения ущерба. Как правило, это все происходит в досудебном порядке, обращение готовится примерно в течение месяца. Рассматривают и выплачивают компенсацию. За редким исключением в такой компенсации может быть отказано – придётся обратиться в суд по защите прав потребителей, — говорит заслуженный адвокат. — Если мы обращаемся в России с иском о защите прав потребителей, то у нас нет государственной пошлины. Самый большой бонус – за отсутствие добровольного удовлетворения требований потребителя от компании, которая проигнорировала ваш запрос. В этом случае в вашу пользу будет взыскан штраф суммой 50 тысяч рублей. То есть, если вы предъявляете иск на 100 тысяч рублей для компенсации перелёта, то вам будет выплачено 150 тысяч по результатам суда. Плюс с компании будет взыскана дополнительная государственная пошлина в бюджет».

Поэтому, осознавая описанные риски, авиакомпании, как правило, тем или иным способом стараются компенсировать понесенный пассажиром ущерб, предлагая различные варианты, добавил Герасимов.

Так или иначе, возмещать потери, связанные с опозданием на пересадку, должна либо авиакомпания, задержавшая первое «плечо» стыковочного рейса, либо основная компания, указанная в билете. Если рейс выполняли две авиакомпании, связанные код-шеринговыми соглашениями – за компенсацией опоздавшему пассажиру нужно будет обращаться в ту, в которой он изначально покупал билет. При этом в случае опоздания на пересадку по рейсу, забронированному на онлайн-агрегаторе – сам агрегатор ответственности не понесет, поскольку в его услуги входит только поиск и продажа билетов. Если пассажир не смог выполнить стыковку по билету, купленному у турагентства – свои жалобы и претензии ему нужно будет направлять не к авиакомпании, а по месту приобретения, поскольку туристические организации используют отдельные реферальные коды в системе бронирования.

«Просто так брать и выплачивать без основания какие-то деньги – это нарушение требований AML-политики».

blockquote

В любом случае, для получения какой-либо компенсации за опоздание на пересадку, пассажиру придется направить письменное обращение в авиакомпанию – просто так потери ему не возместят, заметил юрист.

«Авиакомпания – не важно, какая – это юридическое лицо, у которого есть своя бухгалтерия. То есть просто так брать и выплачивать без основания какие-то деньги – это нарушение требований AML-политики, которую спускает ЦБ. Будет кассовый разрыв, — указал Герасимов. — Нужен документ для осуществления этой выплаты. Клиент должен подать заявление, как минимум, обратиться, подать досудебную претензию – в общем, должен предоставить документ, на основании которого авиакомпания, в принципе, может хотя бы технически произвести эту выплату».

Ранее в разговоре с ОСН авиаэксперт Павел Герасимов оценил ситуацию в гражданской авиации России и сообщил об угрозе дефицита рейсов на Дальний Восток.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!