test

Общество

Авиаюрист Герасимов рассказал, как получить компенсацию за задержку рейса

3 сентября 2024, 17:12
Фото: flickr.com / SuperJet International
3 сентября 2024, 17:12 — Общественная служба новостей — ОСН

Время от времени авиапассажиры сталкиваются с тем, что рейс, на котором они должны были лететь, откладывается на неопределенное время по той или иной причине. В большинстве случаев задержка вылета составляет всего несколько часов, однако иногда клиентам авиакомпаний приходится прождать целые сутки, а то и несколько. При этом далеко не все пассажиры могут позволить себе опоздать в место назначения — кто-то торопится на деловую встречу, а у кого-то сгорают оплаченные ночи в отеле. В таком случае, казалось бы, людям ничего не остается, кроме как купить билет на «соседний» рейс либо смириться с потерями, дожидаясь вылета.

Впрочем, как отмечает заслуженный адвокат России, бывший эксперт Международной организации гражданской авиации Павел Герасимов, пассажиры, понесшие ущерб в результате задержки рейса, могут получить от авиакомпании компенсацию потерь, а также вправе потребовать снижения стоимости перевозки. Кроме того, клиенты, которые не дождались рейса и улетели на другом самолете, могут потребовать от перевозчика компенсировать стоимость нового билета. Об этом эксперт рассказал Общественной службе новостей.

«Один час задержки тарифицируется аналогом около 40 евро»

blockquote

По его словам, внутрироссийские и международные авиаперевозки регулируются разными сводами правил — если первые подчиняются законодательству РФ, то вторые регламентируются Монреальской конвенцией. При этом споры касаемо перелетов из России, даже если они осуществляются иностранным перевозчиком, будут рассматриваться в рамках российского права, отметил специалист.

«Монреальская конвенция устанавливает правила компенсации за задержку перевозки с максимальным лимитом до 400 специальных прав заимствования. Специальное право заимствования — это производная от восьми основных валют стран-участниц конвенции и ООН, в том числе рубля. Один час задержки тарифицируется аналогом около 40 евро, а максимальная компенсация — 400 евро, то есть около 40 тысяч рублей по текущему курсу, — говорит эксперт. — Там же предусмотрены основополагающие права в случае задержки. Если вылет откладывается до четырех часов, пассажирам должны предложить воду. Соответственно, если задержка больше четырех часов — обеспечить горячее питание. А свыше восьми часов — предоставить гостиницу, трансфер до нее и питание непосредственно уже в месте размещения».

Собственно, чтобы получить компенсацию за задержку рейса в рамках Монреальской конвенции, пассажиру просто нужно направить в авиакомпанию соответствующее требование. В 99 % случаев это требование удовлетворят, отметил юрист.

Что касается российского законодательства, то в нем полностью скопированы правила по предоставлению питания и гостиниц для пассажиров задержанного рейса, однако компенсация за саму задержку не предусмотрена, указал эксперт. Впрочем, это не значит, что пассажиру отложенного рейса не возместят потери.

«Человек, обратившийся за такой компенсацией, должен подтвердить фактические финансовые потери»

blockquote

«В случае если человек теряет время туристической поездки или ночь в отеле, несет финансовую нагрузку в связи с перебронированием пересадочного рейса либо терпит какой-то ущерб, то в действие у нас вступает Закон о защите прав потребителей Российской Федерации, согласно которому пассажир вне зависимости от причины задержки, даже если это погодные условия, вправе потребовать у перевозчика компенсацию за причиненный ущерб, — говорит собеседник издания. — Гражданский процессуальный кодекс, статья 56, говорит о том, что каждая сторона должна предоставить доказательства обстоятельств, на которые ссылается. Это значит, что человек, обратившийся за такой компенсацией, должен подтвердить фактические финансовые потери, которые он понес в связи с задержкой рейса. Если он в состоянии это сделать, он получит компенсацию ущерба, который был ему причинен».

Чтобы получить компенсацию за задержку рейса, пассажиру сначала нужно будет направить в авиакомпанию досудебную претензию с требованием возместить полученный ущерб. Если перевозчик это обращение не удовлетворит, потребитель сможет обратиться в суд по месту жительства или по месту нахождения авиакомпании, объясняет Герасимов.

В суде пассажир должен будет подтвердить, что он понес финансовые потери из-за задержки рейса. Доказательством может послужить, например, бронь на пересадочный рейс и справки о задержке вылета и фактическом времени прибытия. Если суд сочтет доказательства убедительными, он взыщет с авиакомпании компенсацию, а также наложит на нее штраф в размере 50 % от выплаты за то, что она не удовлетворила требования пострадавшего в досудебном порядке. Оплата госпошлины за судебные расходы в данном случае также ляжет на плечи перевозчика, пояснил юрист.

«Также нужно понимать, что в случае любой задержки рейса потребитель имеет право отказаться от перевозки либо потребовать снизить ее стоимость, то есть частично вернуть деньги за билет. Так у нас прописано в законе — либо отказаться от перевозки и полностью взыскать причиненный ущерб, если билет на другой рейс, который купит пассажир, окажется дороже, либо соразмерно потребовать снизить стоимость перевозки. Грубо говоря, если билет стоил 20 тысяч и рейс задержался на четыре часа — вполне логично потребовать половину стоимости этой перевозки», — добавил эксперт.

Ранее в разговоре с ОСН авиаюрист Павел Герасимов рассказал, как возместить потери при опоздании на пересадку.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!