Ноябрь уже много лет ассоциируется с большими скидками и привлекательными акциями, ведь именно на этот месяц выпадают «День шопинга» и «Черная пятница» – дни крупнейших распродаж в году. Праздниками они не являются, однако ежегодно – 11 и 29 числа соответственно – их исправно «отмечают» магазины, онлайн-маркетплейсы и прочие площадки розничной торговли, предоставляя покупателям наиболее выгодные предложения. «Традиция» проведения таких крупных распродаж зародилась в Китае и США, и достаточно быстро распространилась по всему миру. «День шопинга» и «Черная пятница» каждый год проводятся и в России.
Как отмечает руководитель аналитического центра компании Zecurion, эксперт по кибербезопасности Владимир Ульянов, период крупных распродаж – это не только время низких цен и выгодных покупок, но и время повышенной активности онлайн-мошенников. О том, как злоумышленники обманывают россиян во время ноябрьских акций, и как не стать их очередной жертвой, специалист рассказал Общественной службе новостей.
«Многие уже готовятся к этому периоду, ведь все знают, что в конце осени начинаются большие скидки, акции и распродажи. Кто-то хочет купить какой-то товар по сниженной цене, кто-то с прицелом на новогодние праздники уже присматривает какие-то подарки. И вот это солидарное движение с обеих сторон – и со стороны продавцов, и со стороны покупателей в направлении активизации торговли естественным образом вызывает и повышение активности злоумышленников. Потому что туда, где есть деньги, сразу приходят мошенники», — говорит Ульянов.
Эксперт отметил, что во время крупных распродаж в сети появляется очень много пестрой рекламы, из-за чего у людей может притупляться внутренний фильтр. Этим активно пользуются злоумышленники – мошеннический рекламный баннер или фишинговая ссылка с обещанием невероятно низкой цены на востребованный товар может вовсе не вызвать подозрений, поскольку не будет выбиваться из общей атмосферы бесконечных скидок и акций. К тому же, многие люди в период распродаж настроены на получение наиболее выгодных предложений, поэтому даже самые нереалистичные обещания мошенников могут быть приняты за чистую монету.
Собственно, основная угроза от мошеннических схем – потеря денег и утечка платежной информации, указал специалист. Человек, перейдя по фишинговой ссылке, может попасть на клон сайта реального маркетплейса и «купить» там какой-то товар. В итоге, уплаченные деньги и данные банковской карты окажутся в руках у злоумышленника, а покупатель останется без обещанного товара.
О том, какие каналы мошенники используют для своих схем, Ульянов говорит:
«Плюс минус те же, что и легальные компании. Например, это безадресная рассылка по электронной почте, причём по широким базам с максимальным охватом. Если есть целевые базы, где можно выделить какие-то сегменты, или хотя бы персонифицировать рассылку, то их тоже активно используют. Чем более персонифицирована рассылка, тем лучше люди на неё реагируют, поэтому мошенники тоже этим пользуются, — сказал он. — Хотя задачи достучаться до конкретного человека здесь нет. Все-таки основная задача у мошенников – это максимальный охват. А заинтересовать человека они пытаются другими средствами, например, предложением аномально низкой цены, которая действительно привлечет большое количество людей».
Помимо почтовых рассылок, мошенники также пользуются различными тематическими группами в соцсетях, мессенджерах и на форумах, продолжает эксперт. Больших вложений тут не требуется, нужен лишь «более-менее приличный аккаунт» на той или иной платформе. Злоумышленник заходит в чат и вбрасывает ссылку, сопровождая ее завлекающим текстом, с надеждой, что кто-то по ней да перейдет. Поэтому, подчеркнул собеседник издания, к ссылкам от неизвестных пользователей нужно относиться с максимальной бдительностью.
«Наличие потенциально опасных ссылок в рекламных объявлениях тоже достаточно вероятно»
blockquote
«Что касается рекламной выдачи, то из нее такие вещи удаляются. Но в силу реактивности работы системы, все мошеннические предложения невозможно изначально отфильтровать и убрать. Какой-то рекламодатель разместил объявление, и сервис не всегда может проверить, кто за этим стоит. Если бы по каждому объявлению, которое человек хочет подать, нужно было бы вручную посылать комплект документов, система была бы совсем неработоспособной и тяжёлой, — говорит аналитик. — Поэтому обычно объявление появляется и какое-то время крутится в выдаче. Если один-другой пользователь пожалуется, тогда уже будет проверка, и подобные вещи могут снять с показа. Но перед этим проходит какое-то время, и все это время на мошеннический ресурс генерируется трафик, люди видят эти объявления, интересуются, переходят, и дальше какая-то их часть оставляет свои платёжные данные или какие-то другие сведения, которые интересны злоумышленникам, совершает покупки. Поэтому наличие потенциально опасных ссылок в рекламных объявлениях тоже достаточно вероятно, и уровень доверия к рекламным рассылкам должен быть минимальным».
По словам Ульянова, самостоятельно, невооруженным взглядом отличить мошеннический ресурс от легитимного может быть очень сложно. Особенно с учетом того, что многие магазины и маркетплейсы под промоакции в честь распродаж создают отдельные страницы, которые находятся по другому адресу. Зная об этом, злоумышленники могут маскировать свои сайты под эти страницы, тем самым вводя пользователя в заблуждение. Причем распознать такую подделку с первого взгляда не всегда получится даже у специалиста – для этого нужно будет внимательно изучить сам сайт, посмотреть, когда он был создан, на кого зарегистрирован и так далее.
«Самое главное – смотреть на источник информации»
blockquote
«Простого и надёжного способа тут нет. Поэтому самое главное – смотреть на источник информации. Вероятность нарваться на мошенническую, фишинговую ссылку среди тех, которые мы получаем, достаточно высока, поэтому переходить по ним и смотреть, что там продается, мы можем только если абсолютно доверяем источнику информации», — подчеркнул эксперт.
Если человек доверился источнику ссылки и перешел по ней, то распознать неладное он может по признакам на самом сайте, добавил он.
«Например, мы знаем стандартные способы получения товара на маркетплейсах и в каких-то интернет-магазинах. Как правило, на них всегда есть опция пост-оплаты – нам привозят товар, и после этого мы по факту отдаем деньги курьеру. Если же такие возможности отсутствуют, и есть только предоплата – это уже тревожный звоночек. Поэтому нужно внимательно посмотреть и, может быть, все-таки отказаться от покупки, даже если предложение кажется нам очень привлекательным, — говорит собеседник издания. — Напротив, чем более привлекательным нам кажется предложение, тем меньше у нас должно быть к нему доверия с понимаем того, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
Во время крупных распродаж людям действительно могут попадаться реальные и крайне выгодные скидки от продавцов, однако даже в такие периоды нужно сохранять внутренний скепсис и фильтровать потенциально опасные предложения, резюмировал аналитик.
Ранее в разговоре с ОСН аналитик Владимир Ульянов рассказал, как распознать мошеннический QR-код.
Суд в Москве арестовал имущество бывшего заместителя губернатора Санкт-Петербурга по вопросам ЖКХ Владимира Лавленцева на сумму около 1 миллиарда рублей. Об этом пишет ТАСС. Как сообщается, арестованное имущество стоит 992…
Повышение штрафов за нарушения правил дорожного движения поможет сделать Россию цифровизированной, следует из закона «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов», который был…
По мнению Дмитрия Маркова, исполнительного директора MTS AI, в ближайшие годы внедрят маркировки креативных продуктов подобно маркировке продуктов без ГМО. Предполагается, что такие товары и услуги, созданные без использования искусственного…
Принцип домино гласит, что любое изменение влечет за собой череду последующих изменений, подобно тому, как падают костяшки домино. В 2012 году исследователи из Северо-Западного университета обнаружили, что люди, которые меньше…
Интересы бизнеса блогера Елены Блиновской охватывали десятки компаний. Об этом сообщили ее бывшие сотрудники на заседании суда, сообщает газета «Известия». Уточняется, что руководители индивидуальных предпринимателей и юрлиц выполняли свои функции…
В случае если бы человечества не существовало, на планете были бы новые доминирующие виды, и одним из возможных кандидатов являются осьминоги. Профессор Тим Коулсон из Оксфордского университета считает, что осьминоги…