test

Общество

Абонент не доступен: Как уберечься от телефонных мошенников

26 января 2021, 19:07
26 января 2021, 19:07 — Общественная служба новостей — ОСН

За минувший год мошенники в общей сложности присвоили 150 млрд рублей доверчивых россиян. И немалую часть из них отработали именно по телефону. Как наши контакты попадают в руки к мошенникам и что можно сделать, чтобы не быть ими обманутыми, рассказывает Общественная служба новостей.

Источник контактов

Большинство граждан России хоть раз, но сталкивались с телефонными звонками мошенников. Те представляются сотрудниками банков и под благим предлогом «обезопасить средства» выспрашивают данные банковских карт. Базы данных с нашими контактными данными нередко «ходят» почти легально — через уволенных сотрудников, которые от обиды или злого умысла забирают базу с собой, а затем перепродают мошенникам. В этих базах, как правило, есть и ФИО, и номер карты и номер телефона — зная эти данные вполне можно ввести в заблуждение даже в меру осторожного человека.

Интернет-мошенники играют на доверии людей.
Фото: temirhanshura.ru

Нередко ради наживы взламываются операционные системы банков и воруют информацию оттуда. Мошенники на телефонах этим не занимаются, только выкупают эту информацию. Помимо этого многие базы данных с телефонами «гуляют» по различным рекламным агентствам. Достаточно оставить свой контактный номер в одной организации как вскоре вам с рекламным предложением позвонят из другой. К сожалению, предугадать, в какой организации ваши данные останутся в безопасности, нельзя.

Рабочая схема

Классическая схема лжебанкиров выглядит так: потенциальной жертве либо звонят, либо посылают сообщение с информацией о том, что карта заблокирована. Если владелец счета испугался и вышел на связь, его могут попросить сообщить данные банковской карты, настойчиво рекомендовать перевести деньги для их же сохранности или дойти до банкомата и набрать определенную комбинацию цифр.

Фото: mayaksbor.ru

В большинстве случаев мошенники совершают «холодные» звонки: они не знают об абоненте практически ничего и действуют наугад. Впрочем, некоторые готовятся заранее, нелегально выкупая клиентские базы. Еще один важный инструмент, которым не пренебрегают злоумышленники — подмена номера. И вот уже звонок выглядит так, словно он идет из офиса банка.

Лучшая защита в этом вопросе — постоянная бдительность. Если в разговоре с тем, кто представился сотрудником банка, что-то кажется подозрительным, лучше всего прервать разговор и перезвонить в банк по номеру, указанному на карте или на официальном сайте.

Бросайте трубку

Чтобы избежать убедительной речи мошенников, старайтесь их не слушать — можно сразу положить трубку. Заместитель руководителя Экспертного совета Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг, председатель Совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев советует игнорировать подобные звонки. «Если некое лицо, представившееся вам «сотрудником» кредитной организации, просит предоставить персональную информацию или совершить действия с вашей картой, рекомендуется сбросить вызов и незамедлительно перезвонить в свой банк по официальному телефонному номеру. Он указан на карте, официальном сайте кредитной организации, в личном кабинете», − отметил он.

Фото: twitter.com

Специалист особо отметил, что любые финансовые организации заинтересованы в пресечении мошеннических действий от своего имени. Поэтому важно сообщать им о факте такого контакта. Службы безопасности банков смогут оперативно отреагировать и передадут данные в единые центры борьбы с мошенничеством.

Эксперт КС НКО, специалист по кибербезопасности Алексей Курочкин подтвердил, что от случаев телефонного мошенничества не застрахован никто. «Мне тоже недавно звонили из, якобы, Московской службы взыскания долгов. Голосовой работ озвучил просьбу срочно связаться и обсудить погашение. Разумеется, перезванивать и вообще как-то реагировать на подобные звонки не нужно. Даже если вы опасаетесь, что мошенники действительно взяли кредит на ваше имя, подобные операции легко оспариваются», − пояснил он.

За 2020 год онлайн-грабители в общей сложности присвоили 150 млрд рублей доверчивых россиян. Наибольшую «выручку» сделали мошенники, которые представлялись медицинскими работниками. Еще около 18,6 млрд рублей похитили у жителей страны через фишинговые сайты и несуществующие интернет-магазины.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!