test

Общество

8 сентября 2024 – Международный день грамотности: История и традиции даты

7 сентября 2024, 09:00
Фото: Pixabay / tookapic
7 сентября 2024, 09:00 — Общественная служба новостей — ОСН

В наше время грамотным считается человек, который пишет без ошибок, а неграмотный тот, кто пишет с ошибками. А ведь совсем недавно грамотным считали человека, который умел писать и читать на родном языке. Однако грамотность не всегда была доступна каждому человеку. Поэтому, чтобы активизировать распространение грамотности среди всех слоев общества, был учрежден День грамотности. Общественная служба новостей выяснила, какова история Международного дня грамотности.

Грамотность – один из важных базовых показателей социально-культурного развития общества. Потому что у грамотного человека в будущем есть возможность получать дальнейшее развитие в учебе и получении профессии.

История распространения грамотности

История возникновения грамотности неразрывна с историей появления азбуки.

  • В Древнем Египте грамотность была распространена среди жрецов и высшего класса. И хотя возможность изучения предоставлялась всем желающим египтянам, из-за трудностей и большого количества времени, многие жители Египта отказывались от обучения.
  • В Иудее в 1 веке нашей эры в каждой деревне была школа.
  • В Древней Греции даже простолюдины умели читать и писать. А вот среди женщин грамотности почти не было, потому что не было для них школ. Небольшие навыки чтения и письма по возможности женщины получали от матерей и нянек.
  • В Индии представителям низшей касты не только запрещалось читать, но и считалось тяжким грехом слушать чтение Вед. Овладевать грамотой могли только кшатрии – владетельные воины (в дальнейшем раджи). Для женщин умение читать и писать считалось позором. Учиться грамоте позволялось только танцовщицам и баядеркам. Представители средних каст могли учиться грамоте только под руководством жрецов.
  • В Средние века грамотными были небольшая группа из духовенства и горожан.
  • В Византии образование было долгим и дорогим, поэтому чтение трудных текстов и хорошее владение языком могли себе позволить менее 1% от всех жителей Константинополя. В основном в образование вкладывали те родители, кто хотел видеть своего ребенка на церковной кафедре или на придворной службе. Остальные жители если и могли читать и писать, то не ахти как.
  • Грамотность была обширно распространена на Пиренейском полуострове во времена процветания арабской культуры и в 11 веке в Италии. За границами Италии даже епископы были безграмотными и ставили кресты вместо подписи. Рыцари презирали грамотность, сын Людовика IX не умел писать, и только некоторые сеньоры из Прованса читали на своем родном языке.
  • В Венгрии грамотность была распространена среди горожан, а короли и магнаты делали объявления через герольдов (глашатаев при правителях).
  • В Англии короли стали ставить свои подписи только с 13 века, а женские подписи появились в 14 веке.
  • В Испании 1860-х годах в число неграмотных мэров входило 422 человека и 938 их заместителей.
  • Печатание дало возможность сделать книги более дешевыми и доступными для населения. Это в свою очередь помогло народу быстрее осваивать грамотность.
  • Однако Франция оставалась малограмотной страной. В 1786 году народ и даже мелкие представители власти были практически безграмотными.

    История Международного дня грамотности

В 1965 году в Тегеране на «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности» было рекомендовано учредить Международный день грамотности для укрепления усилий по распространению грамотности.

Так в 1966 году ЮНЕСКО, в системе Организации Объединенных Наций, учредило 8 сентября (день открытия конференции) Международным днем грамотности.

Идея искоренения безграмотности настолько близка, что с 2002 по 2012 были провозглашены десятилетием грамотности.

С тех пор прошло много времени и многие страны проделали большую работу и достигли больших успехов в распространении грамотности. Однако до сих пор в мире проживает 102 миллиона молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, которым не хватает базовых знаний. 617 миллионов детей и подростков, не достигших минимального уровня владения чтением и письмом. 267 миллионов детей, которые вообще не посещают школу. Поэтому цель, поставленная много лет назад, до сих пор не достигнута, а значит еще много работы по распространению грамотности среди населения всего мира.

Традиции праздника

  • Каждый год Дню грамотности посвящается определенная тема. Например, в разные годы провозглашались темы: «Грамотность и здоровье», «Читая прошлое, пишем будущее», «Значение грамотности для женщин», «Грамотность и многоязычие» и тд.
  • В праздновании принимают участие правительственные и неправительственные организации, отдельные представители власти, общественные организации, различные сообщества, эксперты в области образования, преподаватели и студенты. Устраиваются круглые столы, диспуты, лекции и разные акции.
  • 8 сентября присуждаются Международные премии людям, за выдающиеся идеи в области распространения грамотности и образования на период до 2030 года.
  • В России День грамотности на протяжении нескольких лет, отмечается возможностью написания нескольких проверочных диктантов или прохождения тестов по разным дисциплинам для проверки своих знаний.
  • Городские библиотеки традиционно проводят мастер–классы и конференции, организуют конкурсы рисунков, эссе и стихов, свободные чтения с вручением памятных подарков и дипломов.
  • Волонтеры организуют показ небольших отрывков из спектаклей для домов престарелых и для детских больниц, проводят обучающие курсы и читают вслух отрывки из классических произведений.
  • В мире организовано несколько программ, в которых задействованы волонтеры. Это уникальная возможность помочь нуждающимся людям в получении знаний. Программы не только бесплатно обучают, но и предоставляют бесплатное проживание и питание.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!