Для чего нужен медиатор и его роль в антикризисном управлении предприятием? Когда необходимо привлечь медиатора? Читайте в нашей статье мнение профессионального медиатора Максима Божко.
Медиация – практика разрешения споров при содействии профессионального посредника, без участия судебных органов. Как проходит процедура медиации, какие есть требования к деятельности медиатора на профессиональной основе, рассказал нашему изданию юрист и антикризисный управляющий, председатель коллегии адвокатов “Русский домъ права” адвокат Максим Петрович Божко.
Медиация – это примирительная процедура, которая совершается сторонами конфликта без участия судебных органов, с помощью медиатора. Медиатор – это посредник, который помогает урегулировать имущественные, хозяйственные и иные споры, лежащие в области гражданского права. Он может быть как профессиональным, так и не профессиональным, к нему предъявляются требования беспристрастности и непредвзятости. В основе процедуры медиации лежат принципы добровольности, равноправия, конфиденциальности, равноправия и сотрудничества сторон. Это помогает добиваться гибкого урегулирования спора. И дает возможность при принятии решений учитывать дальнейшие коммерческие перспективы спорного актива.
Медиация избавляет стороны конфликта от внимания и давления общества и прессы, позволяет сохранить коммерческую тайну и хорошую деловую репутацию. Практика показывает, что при использовании медиации спорные активы жизнеспособнее в стратегическом плане. Кроме того, процедура медиации, как правило, занимает меньше времени, чем решение вопроса в суде. На Западе, где медиация широко распространяется уже более пятидесяти лет, еще играет фактор стоимости: судиться гораздо затратнее, чем обращаться к медиаторам. Но в Российской Федерации этот фактор не является решающим: судебные издержки у нас невелики. Поэтому приглашение медиатора является скорее признаком дальновидности собственников.
Клиенты, для которых я выполняю роль медиатора, – крупные, зрелые компании. Их руководители и владельцы – серьезные, сильные люди с большим опытом развития бизнеса. Но все же у каждой специальности есть свои ограничения. А когда в дело вмешиваются эмоции – принимать взвешенные решения становится особенно трудно. Моя задача как медиатора – стать проводником по слепым зонам правового конфликта. Помочь сторонам выявить все возможные варианты урегулирования. Разобрать конфликт по косточкам, составить его карту, начертить новые пути к выходу. И конечно – убедить стороны в том, что именно такое урегулирование выгодно для них и в деловом, и в репутационном плане.
Самые чувствительные вопросы здесь, как правило, связаны с равноправием сторон: если на одной стороне конфликта находится крупный игрок, а на другой – компания поменьше или даже ИП, медиатору нужно прилагать особые усилия, чтобы снять предвзятость, устранить напряжение и наладить сотрудничество между сторонами конфликта.
Меня привлекают для помощи в принятии решений касательно спорных активов. Я помогаю разобраться, какие долги числятся за конкретным активом, что лучше с ним сделать – забрать, продать, вернуть. Вокруг каждого спорного объекта мы вместе с клиентом выстраиваем стратегию, которая учитывает и правовые, и этические, и психологические аспекты.
У меня есть репутация, опыт, насмотренность. Четкие этические принципы. Например, я не работаю с активами, в отношении которых у моего клиента нет юридической правоты. Мне важна этическая база – то есть исключительно законная работа, без всяких нецивилизованных мер. Кроме того, нет смысла заниматься проектами с маржинальностью ниже 60%. В обычном бизнесе маржа 20% может считаться хорошей, но если мы говорим о специальных ситуациях, то здесь цифры другие. Мне интересны проекты, которые можно структурировать с юридической точки зрения: подписать опцион или предварительный договор, выкупить долю или право требования и так далее.
Далее, я предлагаю не просто медиацию, а посткризисное управление проектом: поиск стратегии выхода из кризиса, формирование управленческой команды, поиск инвесторов для развития или перепрофилирования актива. Чтобы брать на себя задачи такого уровня, мне нужно видеть ясные перспективы окупаемости и трезво оценивать потенциальную прибыль. Мне доверяют, потому что я умею хорошо и ответственно делать все эти вещи.
Я вижу свою миссию в развитии дальновидного, созидательного подхода к бизнесу. Многолетняя практика показывает, что в агрессивных конфликтах, когда обе стороны стремятся победить любой ценой, в итоге истощаются обе стороны – а спорный актив достается третьим лицам. Поэтому я всегда призываю как можно скорее перестать воевать, добиться сначала перемирия, а потом и полноценного мира, в котором будут учтены интересы обеих сторон. Нужно думать о будущем и не наживать себе врагов. А еще – не ставить во главу угла деньги. Если видишь, что другой ведет игру, не нужно в нее лезть, ломать ее, перехватывать актив – особенно если не уверен, что сможешь распорядиться им лучше. Это все разрушительные вещи, они не приносят пользы в долгосрочной перспективе. Но чтобы увидеть это и понять, нужно попробовать поменять оптику, взглянуть на конфликт непредвзято. Если участникам спора трудно это сделать – я прихожу на помощь. И с удовольствием наблюдаю, как меняется психологическое состояние клиентов, когда удается разрешить острую проблему, которая вызывала подавленность, агрессию. Происходит позитивная трансформация и проблемного актива, и людей, которые были вовлечены в конфликт. Это важная для меня часть работы медиатора.
Для работы медиатора нужны только юридические компетенции?
Требования к медиаторам отражены в 15 и 16 статьях Федерального закона “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации” от 27 июля 2010 года, N 193-ФЗ. В соответствии с этим нормативным актом, неформальным медиатором может выступать любой дееспособный совершеннолетний гражданин России, не имеющий судимостей. Вне зависимости от образования, опыта и так далее. Но чтобы заниматься медиацией на профессиональной основе, необходимо получить дополнительное профессиональное обоазование по применению процедуры медиации. Медиация – это процесс на стыке юриспруденции, управления бизнесом и психологии. Работа медиатора требует не только постоянного обновления знаний, но и личностных качеств, которые гарантируют непредвзятость, беспристрастность, умение выслушивать и убеждать людей, которые зачастую настроены на быстрое, пусть и невыгодное для них же самих решение спора.
Стандартов нет. В каждом случае стороны составляют соглашение о процедуре медиации, в котором оговаривают все важные моменты, в том числе сроки процедуры. По завершении процедуры составляется метиативное соглашение, которое в случае заверения у нотариуса имеет силу исполнительного документа. Но главный результат процесса медиации – не этот документ, а урегулирование конфликта, приведение сторон к такому состоянию, когда они готовы завершить спор и исполнять положения медиативного соглашения на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.
В нашей стране на данный момент сильнее привычка обращаться в суд. Пока не изгладилась из памяти практика “разборок” из 1990-х годов, бизнес не хочет возвращаться на этот уровень. Кроме того, профессиональных медиаторов пока не так много, потому что это комплексная сложная практика, и заниматься ею готовы не все. Но поскольку у медиации есть важные преимущества, люди все чаще ищут специалистов, которые могут обеспечить профессиональное проведение процедуры медиации. И эта практика, уверен, будет только расширяться. Например, в Китае сегодня более 70% предпринимательских споров решается путем медиации. Бизнес здесь идет впереди, потому что преимущества медиации очевидны, и бизнес готов в это вкладывать. В перспективе, думаю, медиация будет все шире распространяться и в семейном, и в трудовом праве. Но главное – что с помощью профессионально осуществленных процессов медиации все более здоровой будет становиться бизнес-среда и общество в целом.
Зампред Совбеза Российской Федерации Дмитрий Медведев проинформировал о том, что власти государства не ожидают, что политические деятели из прочих держав окажут им помощь, решив завершить бушующее на украинской территории противостояние.…
Правительство Абхазии оплатило переток электроэнергии из России на одну неделю. Об этом сообщил исполняющий обязанности первого вице-премьера и министра энергетики Джансух Нанба. По его словам, в настоящее время ведется поиск…
Глава канадского Минобороны Ульям Блэр проинформировал о том, что власти державы отчитались о передаче Вооружённым силам киевского режима передового ЗРК NASAMS, который ранее был приобретён у норвежской стороны. В ходе проводившегося для сотрудников местных…
Житель Хмельницкой области на Украине залил сотрудников ТЦК (аналог военкомата) слезоточивым газом из-за отказа брать взятку. Об этом в пятницу, 22 ноября, сообщает ТАСС. Инцидент произошел накануне в городе Полонное.…
В Челябинске дом по адресу ул. Вагнера, 81, с мая 2024 года затоплен канализационными стоками, сообщает URA.RU. Жильцы жалуются на сильный запах, влажность, осыпающуюся штукатурку и черную плесень в квартирах.…
Работавший в столице Российской Федерации фитнес-клуб «СпортСтар» оказался закрыт. Руководство зала не возвратило денежные средства тем, кто москвичам, которые оплатили долгосрочные программы. Об этом информирует интернет-издание Readovka, отмечая, что о своём решении владельцы клуба…