В преддверии открытия нового сезона основатель Камерной капеллы «Русская консерватория» Николай Хондзинский дал интервью, где рассказал о своем видении профессии музыканта, а также приоткрыл завесу тайны над премьерами нового сезона капеллы.
Можно ли стать «великим» музыкантом без образования? Так ли важен талант, или практические навыки стоят выше?
Я думаю, самым правильным ответом на этот вопрос стал бы такой: «неисповедимы пути Господни». Но если попробовать ответить без излишнего фатализма, то, конечно, профессионализм – это вне всяких сомнений значительная часть любой профессии. Талант является движущей силой, ремесло – облекает талант в форму. Может быть гениальный ребенок, который прекрасно импровизирует на фортепиано или клавесине, как Моцарт, – это талант, данность. Дальше идет освоение второй части единого целого – секретов формы, контрапункта, оркестровки, стиля, без чего и Моцарт не стал бы Моцартом. Талант без ремесла, как и ремесло без таланта – путь в никуда. Иными словами, я не знаю «великих» музыкантов без образования. Хотя не исключаю, что они есть.
Как расширить свой музыкальный кругозор?
Музыка – это язык. И для того, чтобы понимать ее лучше – как и в случае с вербальным языком – необходимо оказаться в среде. Способ расширить кругозор – один: слушать. Правда, мне кажется крайне важным иметь в таком процессе наставника. Как и в любом другом виде искусства, наставничество имеет колоссальное значение для формирования собственных критериев оценки.
Можно ли, не имея таланта и слуха, добиться успеха в музыке лишь упорным трудом и образованием?
Можно ли играть в теннис не имея зрения, можно ли стать сомелье, не имея вкусовых рецепторов – вопрос, как мне кажется, из той же категории. Упорный труд, конечно, может поспособствовать в приобретении ремесленных навыков. Помните, в романе «Доктор Живаго» был герой, который всю жизнь был немым и глухим, но научился разговаривать, используя мышечную память и воспринимать то, что говорит собеседник, читая по губам. Сможет ли он стать успешным оратором или, скажем, радиоведущим, оперным певцом? Но главный вопрос в этой связи – зачем. Человеческий мир настолько уникален и разнообразен, я абсолютно убежден, что каждому из нас дан свой уникальный талант. Главное в жизни не стать успешным музыкантом, особенно, если способностей к этому не дано свыше, главное – оказаться на своем предначертанном месте. Найти свой уникальный путь. И, наверное, важно не путать успех в музыке с удовлетворенным тщеславием.
Конкурс “Партитура”: как он проходил, какие были этапы отбора?
«Партитура» – это очень масштабный конкурс, растянутый во времени более чем на полгода. Первый этап – сбор заявок участников. В этом году было прислано более тысячи сочинений со всей страны – это колоссальная цифра! Следующий этап – отборочная работа. Это самая длительная, кропотливая и ответственная работа на конкурсе – перед нами, членами жюри, стояла задача изучить все присланные заявки и отобрать из них те сочинения, которые затем прозвучат в исполнении симфонического оркестра в Большом зале консерватории на так называемых «конкурсных читках». Следующий этап уже привычнее для любого конкурса: на читках звучит музыка, члены жюри голосуют за наиболее понравившуюся музыку и ее автор становится лауреатом конкурса.
Как проявляют себя конкурсанты, есть ли среди них “алмазы”?
Если вы имеете в виду главное свойство алмаза – твердость, – то нет, со всеми участниками, с кем я работал, был очень позитивный и легкий контакт. Более того, ребята с благодарностью прислушивались к мнению дирижера: для начинающего автора мой опыт может стать колоссальным уроком, поэтому я с большой готовностью помогал тем, кому был нужен мой совет. Среди сочинений, допущенных к исполнению, были и некоторые «авансы» – когда жюри, заметив потенциал автора, включает его музыку в концертную программу, хотя отдает себе отчет в том, что профессионально, ремесленно еще очень много работы.
Музыка на “партитуре” – это чистые оригинальные авторские композиции?
Музыка, звучавшая на конкурсе – безусловно полностью авторская. Другое дело, среди представленных сочинений были как совершенно оригинальные, высоко-профессиональные композиции, грамотно продуманные и оркестрованные, так и опусы совсем начинающих авторов, кто только делает первые шаги в понимании и осмыслении композиторского ремесла, специфики работы с оркестровым коллективом, голосом. Среди работ последних как раз встречались заимствования народной или церковной музыки, где авторская мысль скорее лишь намек. Как я отметил выше – жюри сочло возможным поощрить некоторых авторов, дать им импульс к самосовершенствованию.
Как будете радовать слушателя в новый музыкальный сезон?
Общий принцип остается неизменным – музыка, которую мы исполняем, дарит нашим слушателям тепло. Со временем все более и более очевидным становится факт, что «искренности», как необходимого свойства комфортной среды обитания человека, становится все меньше вокруг нас, тем самым, она приобретает все большую ценность в нашем мире. Особенно это касается мегаполисов – грандиозных созданий человечества, комфортных и продуманных с точки зрения инфраструктуры, удобства – какой, конечно, является Москва, – но где, при этом, индивидуальность, простейшие человеческие качества подчас теряются в масштабе функционирования всей системы. Мы не противостоим системе, мы дополняем ее, помогая индивидуальностям существовать и сосуществовать в окружающем нас мире. Музыка, которую мы исполняем, останавливает суету, лечит души, наполняет теплом и помогает не потерять себя в большом городе.
Планируются ли гастроли? Если да, то в какие города?
И внутренняя и международная гастрольная деятельность «Русской консерватории» сейчас в стадии обсуждения с партнерами, но у меня настолько плотный собственный гастрольный график, что я пока стараюсь не усложнять его без критической надобности. В прошлом сезоне большая часть моих выходных проходила в самолете – не могу сказать, что я устал от этого, но мне нравится, что сейчас, за редкими исключениями, мое внимание сконцентрировано на деятельности в двух городах: Москве и Петербурге.
Есть ли какая-то отличительная черта, изюминка у нового сезона?
Для меня начавшийся сезон точно станет уникальным: ведь именно в этом сезоне я начал работу над созданием еще двух коллективов – в Москве и Петербурге. Петербургский ансамбль совсем скоро впервые выйдет на сцену, немного позже я расскажу об этом подробнее. Над новым московским проектом предстоит еще значительная работа, о результатах которой, конечно, скоро будет известно. А в целом, перефразируя известную поговорку, – нельзя дважды провести один и тот же концертный сезон. Нельзя дважды одинаково продирижировать симфонию Чайковского – каждый раз будет новым, потому что ты сам не такой же, каким был вчера. В этом и есть главное свойство так быстро ускользающего времени жизни. Но лучше проживать свою жизнь с музыкой, чем без нее.
Российский лидер Владимир Путин высказался об урегулировании конфликта на Ближнем Востоке. Слова политика прозвучали во время встречи с палестинским коллегой Махмудом Аббасом в Казани. Путин подчеркнул, что закончить боевые действия…
Лидеру Соединённых Штатов Америки не стоит давать права на то, чтобы в одиночку решать, следует ли использовать ядерные типы вооружения. Об этом, ссылаясь на опрошенных политологов, информирует издание Foreign Affairs. Подчёркивается, что риски усилятся в том случае,…
Капитан первого ранга запаса, военный эксперт Василий Дандыкин заявил, что Вооруженные силы Украины (ВСУ) вынуждены отступать по всем фронтам в зоне боевых действий из-за значительных потерь, передает издание «Лента.ру». Он отметил, что украинские…
Сегодня рынок аудиотехники предлагает широкий выбор усилителей, что не всегда упрощает процесс их выбора. Кажется, что каждый девайс имеет свои уникальные особенности и преимущества, и разобраться в этом многообразии порой…
В России планируется блокировка 4,5 миллионов сим-карт, принадлежащих иностранцам, которые не прошли повторную идентификацию. Об этом сообщил представитель Роскомнадзора на форуме «Спектр-2024». По его словам, из 8,2 миллиона номеров, зарегистрированных…
Глава комитета по разведке Палаты представителей Конгресса США Майк Тернер призвал к обсуждению возможности прямого участия США в конфликте на Украине. Как сообщает издание USA Today, он подчеркнул, что американские…