Культура

Николай Хондзинский: Новый сезон «Русской консерватории» будет уникальным

24 октября 2024, 17:56 — Общественная служба новостей — ОСН

В преддверии открытия нового сезона основатель Камерной капеллы «Русская консерватория» Николай Хондзинский дал интервью, где рассказал о своем видении профессии музыканта, а также приоткрыл завесу тайны над премьерами нового сезона капеллы.

Можно ли стать «великим» музыкантом без образования? Так ли важен талант, или практические навыки стоят выше?

Я думаю, самым правильным ответом на этот вопрос стал бы такой: «неисповедимы пути Господни». Но если попробовать ответить без излишнего фатализма, то, конечно, профессионализм – это вне всяких сомнений значительная часть любой профессии. Талант является движущей силой, ремесло – облекает талант в форму. Может быть гениальный ребенок, который прекрасно импровизирует на фортепиано или клавесине, как Моцарт, – это талант, данность. Дальше идет освоение второй части единого целого – секретов формы, контрапункта, оркестровки, стиля, без чего и Моцарт не стал бы Моцартом. Талант без ремесла, как и ремесло без таланта – путь в никуда. Иными словами, я не знаю «великих» музыкантов без образования. Хотя не исключаю, что они есть.

Как расширить свой музыкальный кругозор?

Музыка – это язык. И для того, чтобы понимать ее лучше – как и в случае с вербальным языком – необходимо оказаться в среде. Способ расширить кругозор – один: слушать. Правда, мне кажется крайне важным иметь в таком процессе наставника. Как и в любом другом виде искусства, наставничество имеет колоссальное значение для формирования собственных критериев оценки.

Фото: Пресс-служба камерной капеллы «Русская консерватория»

Можно ли, не имея таланта и слуха, добиться успеха в музыке лишь упорным трудом и образованием?

Можно ли играть в теннис не имея зрения, можно ли стать сомелье, не имея вкусовых рецепторов – вопрос, как мне кажется, из той же категории. Упорный труд, конечно, может поспособствовать в приобретении ремесленных навыков. Помните, в романе «Доктор Живаго» был герой, который всю жизнь был немым и глухим, но научился разговаривать, используя мышечную память и воспринимать то, что говорит собеседник, читая по губам. Сможет ли он стать успешным оратором или, скажем, радиоведущим, оперным певцом? Но главный вопрос в этой связи – зачем. Человеческий мир настолько уникален и разнообразен, я абсолютно убежден, что каждому из нас дан свой уникальный талант. Главное в жизни не стать успешным музыкантом, особенно, если способностей к этому не дано свыше, главное – оказаться на своем предначертанном месте. Найти свой уникальный путь. И, наверное, важно не путать успех в музыке с удовлетворенным тщеславием.

Конкурс “Партитура”: как он проходил, какие были этапы отбора?

«Партитура» – это очень масштабный конкурс, растянутый во времени более чем на полгода. Первый этап – сбор заявок участников. В этом году было прислано более тысячи сочинений со всей страны – это колоссальная цифра! Следующий этап – отборочная работа. Это самая длительная, кропотливая и ответственная работа на конкурсе – перед нами, членами жюри, стояла задача изучить все присланные заявки и отобрать из них те сочинения, которые затем прозвучат в исполнении симфонического оркестра в Большом зале консерватории на так называемых «конкурсных читках». Следующий этап уже привычнее для любого конкурса: на читках звучит музыка, члены жюри голосуют за наиболее понравившуюся музыку и ее автор становится лауреатом конкурса.

Фото: Пресс-служба камерной капеллы «Русская консерватория»

Как проявляют себя конкурсанты, есть ли среди них “алмазы”?

Если вы имеете в виду главное свойство алмаза – твердость, – то нет, со всеми участниками, с кем я работал, был очень позитивный и легкий контакт. Более того, ребята с благодарностью прислушивались к мнению дирижера: для начинающего автора мой опыт может стать колоссальным уроком, поэтому я с большой готовностью помогал тем, кому был нужен мой совет. Среди сочинений, допущенных к исполнению, были и некоторые «авансы» – когда жюри, заметив потенциал автора, включает его музыку в концертную программу, хотя отдает себе отчет в том, что профессионально, ремесленно еще очень много работы.

Музыка на “партитуре” – это чистые оригинальные авторские композиции?

Музыка, звучавшая на конкурсе – безусловно полностью авторская. Другое дело, среди представленных сочинений были как совершенно оригинальные, высоко-профессиональные композиции, грамотно продуманные и оркестрованные, так и опусы совсем начинающих авторов, кто только делает первые шаги в понимании и осмыслении композиторского ремесла, специфики работы с оркестровым коллективом, голосом. Среди работ последних как раз встречались заимствования народной или церковной музыки, где авторская мысль скорее лишь намек. Как я отметил выше – жюри сочло возможным поощрить некоторых авторов, дать им импульс к самосовершенствованию.

Как будете радовать слушателя в новый музыкальный сезон?

Общий принцип остается неизменным – музыка, которую мы исполняем, дарит нашим слушателям тепло. Со временем все более и более очевидным становится факт, что «искренности», как необходимого свойства комфортной среды обитания человека, становится все меньше вокруг нас, тем самым, она приобретает все большую ценность в нашем мире. Особенно это касается мегаполисов – грандиозных созданий человечества, комфортных и продуманных с точки зрения инфраструктуры, удобства – какой, конечно, является Москва, – но где, при этом, индивидуальность, простейшие человеческие качества подчас теряются в масштабе функционирования всей системы. Мы не противостоим системе, мы дополняем ее, помогая индивидуальностям существовать и сосуществовать в окружающем нас мире. Музыка, которую мы исполняем, останавливает суету, лечит души, наполняет теплом и помогает не потерять себя в большом городе.

Планируются ли гастроли? Если да, то в какие города?

И внутренняя и международная гастрольная деятельность «Русской консерватории» сейчас в стадии обсуждения с партнерами, но у меня настолько плотный собственный гастрольный график, что я пока стараюсь не усложнять его без критической надобности. В прошлом сезоне большая часть моих выходных проходила в самолете – не могу сказать, что я устал от этого, но мне нравится, что сейчас, за редкими исключениями, мое внимание сконцентрировано на деятельности в двух городах: Москве и Петербурге.

Есть ли какая-то отличительная черта, изюминка у нового сезона?

Для меня начавшийся сезон точно станет уникальным: ведь именно в этом сезоне я начал работу над созданием еще двух коллективов – в Москве и Петербурге. Петербургский ансамбль совсем скоро впервые выйдет на сцену, немного позже я расскажу об этом подробнее. Над новым московским проектом предстоит еще значительная работа, о результатах которой, конечно, скоро будет известно. А в целом, перефразируя известную поговорку, – нельзя дважды провести один и тот же концертный сезон. Нельзя дважды одинаково продирижировать симфонию Чайковского – каждый раз будет новым, потому что ты сам не такой же, каким был вчера. В этом и есть главное свойство так быстро ускользающего времени жизни. Но лучше проживать свою жизнь с музыкой, чем без нее.

Поделиться
Дмитрий Заборин

Родился в Рыбинске. Занимался написанием политической аналитики, рецензировал печатные издания. Сейчас работает выпускающим редактором новостной ленты в ОСН.

Последние статьи

Путин: добиться мира на Ближнем Востоке можно лишь дипломатией

Российский лидер Владимир Путин высказался об урегулировании конфликта на Ближнем Востоке. Слова политика прозвучали во время встречи с палестинским коллегой Махмудом Аббасом в Казани. Путин подчеркнул, что закончить боевые действия…

% дней назад

Политологи сочли опасным единоличное решение президента США о ядерном ударе

Лидеру Соединённых Штатов Америки не стоит давать права на то, чтобы в одиночку решать, следует ли использовать ядерные типы вооружения. Об этом, ссылаясь на опрошенных политологов, информирует издание Foreign Affairs. Подчёркивается, что риски усилятся в том случае,…

% дней назад

Военный эксперт Дандыкин рассказал о причинах отступления ВСУ по всем фронтам

Капитан первого ранга запаса, военный эксперт Василий Дандыкин заявил, что Вооруженные силы Украины (ВСУ) вынуждены отступать по всем фронтам в зоне боевых действий из-за значительных потерь, передает издание «Лента.ру». Он отметил, что украинские…

% дней назад

Как правильно выбрать усилитель для колонок

Сегодня рынок аудиотехники предлагает широкий выбор усилителей, что не всегда упрощает процесс их выбора. Кажется, что каждый девайс имеет свои уникальные особенности и преимущества, и разобраться в этом многообразии порой…

% дней назад

Роскомнадзор: в России заблокируют 4,5 млн сим-карт иностранцев

В России планируется блокировка 4,5 миллионов сим-карт, принадлежащих иностранцам, которые не прошли повторную идентификацию. Об этом сообщил представитель Роскомнадзора на форуме «Спектр-2024». По его словам, из 8,2 миллиона номеров, зарегистрированных…

% дней назад

В конгрессе предложили обсудить прямое участие США в украинском конфликте

Глава комитета по разведке Палаты представителей Конгресса США Майк Тернер призвал к обсуждению возможности прямого участия США в конфликте на Украине. Как сообщает издание USA Today, он подчеркнул, что американские…

% дней назад