Кино не баловало: пять культовых ролей Евгении Добровольской

13 января 2025, 15:02
Фото: wikipedia.org / Московский драматический театр «АпАРТе», CC BY 4.0
13 января 2025, 15:02 — Общественная служба новостей — ОСН

Евгения Добровольская была среди тех артистов, которые горели профессией и, кажется, готовы были положить все на алтарь искусства. Она поступила в ГИТИС, затем была принята в труппу МХТ имени Горького,  оттуда — в Московский театр-студию Олега Табакова, а после — в «Современник-2». В 1991-м Добровольская попала в МХТ имени Чехова, и в этих стенах служила до конца дней — больше 30 лет.

В МХТ актрису запомнили как «бесконечно талантливую и бесстрашную и столь же бесконечно сомневающуюся, непредсказуемую, предельно искреннюю, настоящую всегда и во всем». Для тех, кто не успел оценить талант Евгении Владимировны вживую, мы составили список из пяти ее наиболее выдающихся киноработ. На экране она и Королева, и Кармен, и простая медсестра.

«Клетка для канареек», 1986 год

Кинодебют Евгении Добровольской произошел в драме Павла Чухрая. Героиня Олеся случайно встречает на вокзале Виктора, который проиграл все имущество в карты. В короткой истории и ностальгия по ускользнувшей эпохе, и социальная драма, и рассказ о двух человеческих судьбах. К слову, на съемках ленты Добровольская встретила своего первого супруга Вячеслава Баранова. А еще работа принесла ей первую награду за лучшую женскую роль.

«Первый этаж», 1990 год

Человек, любовь, смерть, свобода — лозунг драмы Игоря Минаева, где герои опять находятся в обстоятельствах предчувствия апокалипсиса. Черно-белая картина подарила режиссеру и съемочной группе ряд наград, а также была показана на Каннском кинофестивале. А сыгравшую Надю Евгению Добровольскую окрестили советской «Кармен».

«Королева Марго», 1996 год

Роль Маргариты де Валуа, пожалуй, одна из самых известных работ актрисы. Зрители с овациями приняли российскую артистку в образе Королевы Франции XVI века. Сама Добровольская признавалась, что отказывалась от других проектов, чтобы продолжить съемки в телесериале. Они продлились более двух лет, но принесли Евгении Добровльской всенародную известность.

«Кризис среднего возраста», 1997 год

В фильме Гарика Сукачева Добровольская стала жемчужиной среди практически сольной мужской труппы. Артистка прекрасно вписалась в молодой актерский цветник из Дмитрия Харатьяна, Александра Балуева, Ивана Охлобыстина, Михаила Ефремова и Федора Бондарчука с ролью помешенной на сериалах медсестры.

«Артистка», 2007 год

Драма Станислава Говорухина снова принесла Добровольской награду за лучшую женскую роль. Синергия у зрителей, кажется, стала последствием сразу нескольких факторов: внимания к уникальным человеческим судьбам, актерской магии Евгении Владимировны и предельной органичности, на которую, возможно, повлияла схожесть биографии героини и ее исполнительницы.

«Кино же Добровольскую не баловало. Лучшие ее творческие годы, когда сниматься да сниматься, пришлись на безнадежные 1990-е», — говорится в некрологе МХТ имени Чехова.

Однако этого «всего», наверное достаточно, чтобы Добровольская запомнилась как одна из наиболее пронзительных актрис своего времени.

Евгения Добровольская скончалась 10 января в возрасте 60 лет. Помимо творческого наследия она оставила после себя четырех детей. Прощание с народной артисткой России пройдет 14 января в стенах МХТ имени Чехова, а после ее похоронят на Троекуровском кладбище.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.