test

Эксклюзив

Мифы и реальность «черной пятницы» на маркетплейсах

23 ноября 2023, 17:40
23 ноября 2023, 17:40 — Общественная служба новостей — ОСН

В ночь на 24 ноября 2024 года стартует ставшее традиционным время распродаж на онлайн-маркетплейсах – так называемая «черная пятница». Несмотря на то, что позиционируется этот день как время «беспрецедентных» скидок и «максимально заманчивых цен» свою выгоду получить собираются не только покупатели, но и коммерсанты. Общественная служба новостей разобралась, действительно ли «черная пятница» предлагает возможность приобрести давно желаемые товары с огромной скидкой или это всего лишь ширма для продавцов, которые не всегда искренны в предоставлении выгоды для клиентов.

Всегда ли скидки настоящие

В преддверии «черной пятницы» страницы интернет-магазинов пестрят заманчивыми предложениями о немыслимых скидках – 40%, 50%, 60%. И даже эти цифры далеко не предел.

Однако стоит задуматься, возможны ли в реальности такие условия, при которых продавцы не возмещают даже себестоимость своего товара. Для сравнения: приобрести новенький автомобиль или квартиру в новостройке хотя бы с приуроченной к какой-то дате скидкой в четверть цены невозможно.

Все дело в том, что даже в «черную пятницу» никто не торгует себе в убыток, считает юрист, руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский.

«Законы торговли существуют столь же долго, сколько существует сама торговля. Допустим, вам нужен батон хлеба к столу, и вы направляетесь за ним в булочную. В большинстве случаев ваша покупка ограничится этим самым батоном. А теперь представьте, что вместо булочной вы зашли в супермаркет. Логистика перемещения покупателя от входа до кассы устроена таким образом, чтобы вызвать у него логичное желание дополнительно приобрести определенные товары. Поэтому откупиться от супермаркета одним батоном вряд ли получится.

В интернет-торговле свои законы. Роль витрин здесь выполняют страницы сайтов, которые, как бумага, стерпят любую информацию, размещаемую предприимчивыми коммерсантами. Специалисты в области поведения покупателей давно заметили, что последние чаще интересуются тем товаром, ценник на котором сопровождается указанием на существенную скидку. Да, вы не ошиблись, именно размер скидки, а вовсе не конечная цена играет главенствующую роль при принятии решения о покупке. При этом стоимость может оказать даже выше, чем в обычном офф-лайн магазине без всяких «черных пятниц», – утверждает эксперт.

фото: freepik.com/artursafronovvvv

Как формируется цена в «черную пятницу»

Для примера возьмем смартфон популярного производителя, который в «обычное» время продается на одном из маркетплейсов по цене в 82 тысячи рублей, а вот в «черную пятницу» его цена падает уже до 28 с половиной тысяч рублей. Скидка 65% выглядит невероятно заманчиво, а потому рука сама тянется к кнопке «приобрести». Но не стоит торопиться, а вместо этого набрать название модели смартфона в любом поисковике и убедиться, что на других онлайн-площадках стоимость его варьируется в пределах от 25 до 32 тысяч рублей.

Подобные «странности», которые давно уже не странности, а закономерность во время подобных «распродаж», встречаются практически повсеместно, особенно на крупных торговых площадках.

«Можно сказать, что маркетплейсы паразитируют на жадности самих покупателей. Тем не менее пользоваться их услугами можно и нужно, если подходить к процессу покупки прагматично и разумно. В силу объективных причин у маркетплейсов торговые издержки на порядок ниже, чем у супермаркетов и универмагов. Это объясняется отсутствием расходов, связанных с арендой торговых площадей и рекламой. Сам сайт маркетплейса является одной огромной рекламной площадкой. Поэтому там рекомендуется приобретать традиционные для потребителя товары повседневного спроса привычных производителей, к которым относятся чай, кофе, средства гигиены, моющие средства, консервы и т.д. Покупатель всегда может сравнить стоимость этих позиций в он-лайн и офф-лайн магазинах и сделать правильный выбор. Обычно экономия продавца, связанная с невысокими издержками, напрямую корреспондирует с размером выгоды, которую получает покупатель», – заявляет юрист Александр Хаминский.

«Черная пятница» – обман или все-таки нет

В определенных случаях маркетплейсы действительно могут предложить неожиданно низкую цену на некоторые товары, и эта покупка окажется по-настоящему выгодной безо всяких лишних «но».

Конечно, для покупателя это будет казаться аттракционом фантастической щедрости, а вот для экспертов рынка в подобных скидках никакого секрета или фантастики нет.

«Дело в том, что большинство маркетплейсов, пользуясь доминирующим положением в данной сфере торговли, включают в договоры кабальные для продавца условия, в соответствии с которыми продавец безоговорочно соглашается с тем, что площадка в дни акций самостоятельно устанавливает скидки на товары продавца, не спрашивая разрешения. Это, конечно, сулит выгоды некоторым покупателям, но приводит к неконтролируемым убыткам продавцов, которые в последующем все равно будут компенсированы за наш с вами счет», – рассказывает Александр Хаминский.

Что делать с «черными пятницами»

«Не так давно на эту ситуацию обратили внимание законодатели. Депутаты посчитали, что включение в договоры заранее невыгодных условий должно считаться нарушением антимонопольного законодательства со всеми вытекающими последствиями, начиная от оборотных штрафов и заканчивая уголовной ответственностью, особенно есть речь будет идти о картельном сговоре. Введение антимонопольного контроля в такой социально значимой сфере, как интернет торговля, без сомнения пойдет на пользу гражданам-потребителям», – резюмирует юрист.

Главное помнить о «золотом» правиле торговли, которого должны придерживаться покупатели – доверяй, но проверяй. Если ему следовать всегда, то никакие уловки продавцов никогда не введут вас в заблуждение, а выбор покупок со скидкой станет действительно прибыльным (хоть и не самым простым) делом.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!