Эксклюзив

Как бороться с мошенничеством при он-лайн покупках

11 июня 2019, 16:40 — Общественная служба новостей — ОСН

По данным статистики, жертвой он-лайн мошенничества становится каждый третий россиянин. Предприниматель из Москвы Елена Воробьева дважды за четыре месяца столкнулась с аферами при заказе товара через интернет-магазины. В первом случае обманутыми оказались сотни человек на сумму около 10 млн рублей, а личный ущерб москвички составил 21 тысячу, во второй раз девушка едва не потеряла 23.500. О своем опыте борьбы Воробьева рассказала Общественной службе новостей.

Первый случай произошёл в начале весны 2019 года, когда Воробьёва заказала цветы для сети кофеен к 8 Марта. Тюльпанов она, впрочем, так и не дождалась. Менеджеры компании “Фанфлауэр” просто перестали отвечать на звонки. Как выяснилось позже, по указанному на сайте адресу цветочной базы не было никогда.

– В полиции мне заявили, что не хватает человеческого ресурса и нет возможности реагировать на все заявления. Возможно, они считают, что ущерб в 20 тысяч незначительный. Меня успокаивали: «Ну что вы волнуетесь, у нас тут миллионы воруют, вот недавно разворовали целый автопарк». Это они считают серьезным преступлением, а мой ущерб на этом фоне в полиции считают мелочью. Так и говорят: какая ерунда, напишите, что ущерб для вас незначительный, – пожаловалась пострадавшая.

Воробьева обращалась к юристу, но и он сказал, что шансов найти представителей компании немного. Такие обычно регистрируют фирму на лицо с низкой социальной ответственностью, с которого нечего взять.

Пострадавшие объединились в соцсетях. Фото: скриншот группы в социальной сети “ВКонтакте”

– По нашим подсчетам, мошенники обогатились на сумму более 10 млн  рублей. Лично я потерял 75.000. Писал заявление в костромское отделение полиции. Обращался как физическое лицо. Но так как у меня зарегистрировано ИП, то меня отправили в арбитражный суд Москвы, по месту регистрации фирмы мошенников. Конечно, в столицу из Костромы я не поехал. Мне кажется это бесполезно, – отметил Андрей Смирнов.

По словам пострадавших, в некоторых регионах против компании “Фанфлауэр” возбудили уголовные дела.

Они объединились в группы в соцсетях. Некоторое время представители компании продолжали рекламировать услуги на странице в  Инстаграм. Но люди стали их разоблачать и “Фанфлауэр” свернула деятельность.

Фото: скриншот страницы в социальной сети “ВКонтакте”

Воробьева рассказал и о втором случае, который произошёл при заказе панели-экрана для кофейни. Девушка внесла 100% предоплату – 23.500 рублей. Наученная горьким опытом, предприниматель тщательно проверила компанию «Screen Pro», но и это не помогло.

– Два дня нам обещали, что привезут панель и в итоге мы ничего не дождались. Попросили вернуть деньги. Тут же перезвонил менеджер и сообщил, что панель уже привезли, но «не могут найти парковку». Потом сказали, что вернут деньги, но необходимо официальное письмо. Написали им дважды. И все, менеджер пропал. Когда удалось дозвониться, сотрудники несколько дней рассказывали, что уже перевел нам деньги. А когда я пригрозила полицией, менеджер сказал: «Мошенничество еще нужно доказать. Какая ерундовая сумма, для вашего бизнеса это копейки», – описала ситуацию пострадавшая.

Скриншот смс-переписки Воробьевой с менеджером сайта

В итоге Воробьева написала заявление в отдел МВД по району Нагатино-Садовники. В этот раз пострадавшая подготовилась основательно: сделала распечатку звонков, смс, скопировала почтовую переписку и два претензионных письма. И уже приготовилась писать в прокуратуру.

Оперуполномоченный Дмитрий Бакалдин сработал быстро и грамотно. Он предложил решить вопрос миром и тут же позвонил менеджерам сайта. Сначала сотрудник компании по старой схеме заявил, что деньги уже вернули и они «вот-вот придут».

– В ответ Бакалдин предложил прийти на беседу и описал возможные последствия. Деньги сразу  же перевели. Как выяснилось, менеджер оказался по совместительству и директором компании, – уточнила Воробьева.

Она отметила, что от мошенников не застрахован никто, поэтому необходимо сохранять все документы и прочую информацию, которая пригодится при обращении в правоохранительные органы.

Девушка добавила, что будет продолжать работать по предоплате, но станет выбирать поставщиков ещё более тщательно. Придется ездить в офис и лично заключать договор, проверять паспортные данные и работать только с крупными компаниями, подчеркнула предприниматель.

– В период экономического стресса создается ощущение, что мошенников становится все больше. Работаю несколько лет, но с аферистами начала сталкиваться только в этом году. Знаю от знакомых, что и они стали попадаться на мошеннические схемы, но не обращаются в полицию, считая, что время дороже. Очень распространенная фраза: «Я не скандальный человек». Такие люди создают комфортные условия для мошенников и дают возможность обмануть кого-то еще, – считает собеседница.

По мнению юриста Андрея Мишонова, шансы вернуть деньги в результате мошенничества в интернете всё-таки есть.

Если интернет-магазин выходит на связь, но находит причины не выполнять обязательства, необходимо написать претензионное письмо. На обработку жалобы у интернет-магазина есть 10 дней.

После этого срока следует обращаться в полицию. Еще лучше написать заявление в управление «К» МВД России. Эта структура занимается преступлениями в сфере с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая и мошенничество в интернете. Одновременно можно отнести  заявление и в прокуратуру.

Не лишним будет письмо к владельцу хостинга, на котором находится сайт интернет-магазина, и регистратору домена с просьбой сообщить владельца сайта. Такую же просьбу необходимо адресовать полиции отдельным заявлением, считает адвокат.

Среди прочих советов – обратиться с жалобой в Роспотребнадзор по месту регистрации интернет-магазина. Если будет установлено, что сайт реально существует и продолжает работать, можно подать в суд заявление о защите права потребителя и попытаться взыскать денежные средства, неустойку и штраф.

Поделиться

Последние статьи

В Госдуме предложили платить домохозяйкам прожиточный минимум

В Госдуме разработан законопроект, предусматривающий ежемесячные выплаты в размере прожиточного минимума для домохозяек. Автор инициативы — глава комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Согласно документу, выплата…

% дней назад

НАСА зафиксировало неожиданный рост уровня мирового океана

Американское космическое агентство НАСА сообщило о неожиданном повышении уровня мирового океана в 2024 году. Согласно данным спутниковых наблюдений, показатель увеличился на 0,59 см, что выше прогнозируемых 0,43 см. Учёные связывают…

% дней назад

ВСУ в районе Суджи Курской области несут большие потери

По данным Telegram-канала «Разведка Ноем», Вооруженные силы Украины сталкиваются с большими потерями в районе населенного пункта Суджа. В сообщении канала подчеркивается, что в текущем конфликте большее значение имеют не территории, а человеческие жизни.…

% дней назад

В Чите концерт певца Алексея Глызина отменили за минуту до начала

Выступление заслуженного артиста России Алексея Глызина в Чите было перенесено в последний момент. Как сообщает «Чита.ру», решение об отмене концерта приняли за минуту до его начала. Мероприятие должно было пройти…

% дней назад

«РВ» опубликовало кадры ликвидации подразделения ВСУ у Часового Яра

Военнослужащие группы Армии России «Север» продолжают вести сражения на Часовярском участке линии боевого соприкосновения в ДНР, регулярно нанося удары по находящимся там войска ВС киевского режима. Об этом информирует интернет-издание «Русская Весна», публикуя видеозапись, на которой…

% дней назад

Евросоюз снял санкции с трех россиян по требованию Венгрии

Европейский Союз исключил из санкционного списка трех граждан России, чтобы обеспечить продление ограничительных мер еще на шесть месяцев. Об этом сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на источники. По информации агентства,…

% дней назад