test

Экономика

Внешнее управление в компаниях как барьер экономическим ударам с Запада

10 июля 2023, 10:46
10 июля 2023, 10:46 — Общественная служба новостей — ОСН

США отправляют украинской армии кассетные бомбы, Европа, пытаясь давить на Россию, дошла уже до изъятия частных автомобилей у российских автотуристов. Российские власти уже отмечали, что ответным ходом будет, в том числе, и введение внешней администрации в российских компаниях иностранного бизнеса, тем более из недружественных стран, а также создание барьеров для усиления негативного влияния западного бизнеса на российскую экономику. 

Решение США поставить Украине кассетные боеприпасы в России назвали «бесполезной попыткой идти напролом в ситуации с Россией» – так эту новость комментировал первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. Он заметил: «Я думаю, что американцы, конечно, уже переступают черту. А дальше что будет? Следующее уже будет атомное оружие?».

Тем временем оборонные расходы стран НАТО в 2023 году будут увеличены на 8,3% – это рекордный рост за последние годы. Запад заявляет, что будет наращивать поставки артиллерийских снарядов Украине, НАТО готовит дополнительный пакет помощи Украине на 500 млн евро, включающий горючее и медикаменты. Наряду с военно-политическим давлением на Россию продолжается и экономическое.

Например, в Германии решили, что можно конфисковывать личные авто россиян, на которых они въезжают в страну – поскольку «ввоз пассажирских автомобилей из России в ЕС запрещен», и такие случаи уже имеют место. А еще Германия заявляет, что по тому же принципу может арестовывать еще и обувь, ноутбуки, мобильные телефоны, имеющиеся при себе у граждан России.

Ранее Россия уже заявляла, что будет адекватно и серьезно реагировать на подобные взаимоотношения с украинским режимом – в отношении действий не только властей недружественных государств, но и бизнеса. Если компании поддерживают украинскую армию, то вряд ли их можно считать дружественными России, а значит, возникают сомнения в целесообразности их работы на российском рынке. В частности, прокурорская проверка идет сейчас в отношении одного из ведущих производителей товаров повседневного спроса в мире – компании Mars, правоохранительные органы заподозрили, что она поддерживала Украину, и действительно, как стало известно на днях, Mars сообщала о жертвовании Украине более 25 млн долларов. Mars утверждает, что эти деньги направлялись на гуманитарные цели, но российские власти полагают, что эта финансовая поддержка могла использоваться и для финансирования ВСУ. Россия предъявляет претензии российскому Mars как части глобальной компании.

«Российские власти уже заявляли, что будут реагировать на «грабеж» со стороны Запада и уж тем более на факты поддержки действий Украины со стороны бизнеса. На российском рынке, кроме Mars, конечно, масса компаний, которые точно так же имеют головные структуры за рубежом и, теоретически и практически, их средства, направляемые за рубеж, могут использоваться и для помощи украинской стороне. В этом случае вполне логичным и объяснимым будут ответные жесткие действия российских ведомств – в том числе в виде использования режима введения внешней администрации в таких компаниях, чтобы избежать опасного влияния их зарубежных структур», – полагает экономист Михаил Кринин.

blockquote

Депутаты, еще в прошлом году предлагая вводить внешнее управление в компаниях, работающих в России, но управляемых из-за рубежа, отмечали, что подобная мера поможет защитить интересы граждан, сохранить рабочие места и поддержать экономику России. Такая внешняя администрация может назначаться для компаний, которые имеют «существенное значение» для российской экономики, работающих в важнейших для страны отраслях. Собственно, такой подход уже начал действовать, когда летом 2022 года Россия реквизировало долю в «Сахалине-2» у Shell и ряда других иностранных инвесторов, а весной нынешнего года внешнее управление было введено в российских дочерних компаниях «Фортум» (Финляндия) и «Юнипро» (Германия). И впереди еще много претендентов на такое решение, особенно это касается бизнеса из стран-агрессоров.

Германия – одна из тех недружественных стран, которые особенно явно продолжают политическое и экономическое давление на Россию. При этом в России работают компании, управляемые из Германии, и один из ярких примеров – компания «Эконива» Штефана Дюрра, немца с российским гражданством, ее головная компания – немецкая Ekosem Agrar AG.

«Эконива» пытается монополизировать рынок молочного производства в России, активно захватывая регионы, а сейчас появилась информация о том, что «Эконива» (в лице Ekosem Agrar AG) приобретет и российские активы французского молочного холдинга Danone (причем французы для этого хотят создать дочернюю компанию в Дубае, чтобы провести сделку через посредническую цепочку).

«Думаю, уже то, что стороны пытаются создавать некие схемы перевода активов вместо проведения понятной и простой сделки, еще раз демонстрирует, что и сами они понимают, что такая купля-продажа может вызвать сильный негатив как немецкой стороны (с точки зрения связи немецкой компании с российским рынком), так и российской (с точки зрения неких рискованных экономических движений бизнеса из недружественных стран). При этом Германия открыто демонстрирует давление на Россию даже через ее обычных рядовых граждан, об этом говорит и история с арестами частных авто. Что уж говорить о немецком бизнесе, который работает на нашей территории и вполне может оказывать вредоносное влияние на нашу экономику», – считает Михаил Кринин.

В прошлом году, напоминает эксперт, Минэкономразвития России уже предлагало вводить внешнее управление в компаниях, где иностранным владельцам принадлежит не менее 25%. В случае «Эконивы» 98% этой компании принадлежит головному немецкому офису, так что это явный претендент на перевод управления в руки российских ведомств.

Ранее СМИ, говоря о списках компаний, которые, предположительно, могут попасть под внешнее управление, называлась, например, и швейцарская компания Nestle, которая выпускает в России целый ряд товаров (бренды Nescafé, «Экстрем», «Россия — щедрая душа», «Бон Пари», Nuts, «Золотая марка», Maggi, Perrier, Friskies, Felix, Purina ONE, «Дарлинг» и так далее). Мы не задумываемся, что та же знаменитая самарская шоколадная фабрика «Россия» контролируется Nestle из Швейцарии, среди российских активов «Нестле» – и разные заводы по производству кофе, мороженого, кондитерских изделий, кормов для животных.

А между тем эта компания, как и многие, наверное, крупные бизнесы, в ходе активного многолетнего наращивания прибылей за свою историю поддерживала самые разные режимы и течения. Скажем, во Второй мировой войне концерн снабжал продуктами Вооруженные силы США, но одновременно та же продукция (только с оформлением на немецком языке) отправлялась в военные формирования Германии, то есть продукция и для англо-американских сил, и для германской армии создавалась на одних и тех же предприятиях.

Или возьмем глобальную американскую компанию Procter & Gamble, которая является одним из крупнейших иностранных инвесторов в российскую экономику (работает в России с 1991 года). Во-первых, очевидно, что компания, управляемая из США, будет придерживаться и точки зрения своего правительства в отношении политико-экономической ситуации в мире, изменившейся в 2022 году. Компания уже весной 2022 года допустила для себя возможность ухода из России, но пока еще работает здесь. При этом у Procter & Gamble есть заводы и на Украине. Компания отмечала, что опасается, что два ее украинских завода могут быть уничтожены в результате боевых действий, и это для нее один из поводов покинуть российский рынок.

С учетом такой позиции Procter & Gamble Россия вправе предположить, что компания, опять же, может действовать не в интересах российских потребителей и России в целом.

«В случаях, когда зарубежный бизнес может оказывать негативное давление на российский рынок, использовать его в своих финансовых целях, или вовсе вести двойную игру, введение внешней администрации силами российского регулятора просто необходимо, – полагает Михаил Кринин, – иначе Россия теряет свое влияние на важные активы и на те отрасли экономики, которые в сегодняшней ситуации имеют стратегическое значение».

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!