test

Технологические прорывы – стимул для экономического суверенитета

14 мая 2024, 14:22
Фото: официальный сайт завода «РУСЛЕТ»
14 мая 2024, 14:22 — Общественная служба новостей — ОСН

Различные сферы российской экономики подтверждают эффективность импортозамещения: в авиастроении, автомобилестроении, грузоподъемном оборудовании есть не просто интересные разработки, но и уже успешно работающая продукция. При этом отрасли демонстрируют технологическую современность своих разработок, заменяя устаревшие аналоги – как западные, так и азиатские.

Конкурентоспособность экономики – это еще и соответствие самым современным требованиям и запросам. Российский бизнес все лучше понимает это, перестраивая свою работу и меняя подход к партнерству в том числе. Стоит упомянуть, к примеру, мнение представителя Сбербанка от курорта «Манжерок» Ивана Морозова – главного государственного банка страны – о том, что, например, китайское канатное оборудование давно технологически устарело. После ухода западных производителей с российского рынка мы закрывали свои потребности при поддержке азиатских производителей, однако сегодня на первое место выходит вопрос технологичности продукции, и не всегда Азия – и тот же Китай – может это обеспечить.

Недаром вновь вступивший в должность премьер-министра РФ Михаил Мишустин подчеркнул, что правительство страны берет курс на производство конкурентоспособных отечественных продуктов во всех сферах экономики. И российская промышленность уже производит достойные образцы.

Редакция Общественной службы новостей решила разобраться, как сегодня обстоит в России дело с появлением новых разработок в отечественной промышленности и как сделать так, чтобы в стране не использовалась устаревшая продукция. Взять, скажем, работу нашего автопрома. На церемонии инаугурации президента России Владимира Путина были продемонстрированы новые достижения: кортеж президента сопровождали электромотоциклы собственного производства – под маркой Aurus выпускаются не только лимузины. Мотоциклы Aurus Merlon – своевременный и качественный результат наших разработчиков. Когда-то кортеж президента сопровождали мотоциклы “Днепр”, после 1996 года им на смену пришел бренд BMW. Старая техника уходит в прошлое, ей находится замена, также как и импорту из недружественных стран.

«Для промышленности соответствие продукта современным нормам – немаловажный аспект: ведь оборудование, которое устаревает технически и морально тоже, может иметь проблемы не только с обеспечением запчастями и расходниками. Могут возникнуть трудности с несоответствием новым версиям программного обеспечения или современного оборудования, техническим или юридическим нормам», − поясняет Сергей Суетин, экономист, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ИМЭС.

blockquote

Кроме автомобильной отрасли, на эту задачу активно работает и авиастроение. Недавно в Москву на летные испытания прибыл первый российский полностью импортозамещенный самолет – новая версия Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), спроектированная ОКБ имени Яковлева и выпущенный на предприятии Объединенной авиастроительной компании (ОАК) в Комсомольске-на-Амуре. Ни одной импортной детали: почти 40 импортных систем и узлов были заменены отечественными. И главное – разработанными по последнему слову техники. Так что западные санкции в отношении России (и, в частности, «Ростеха»), позорно проваливаются. А недавно возобновили испытания самолета Ил-114-300: двигатели для него тоже разработаны в России, и в ходе первых проверок самолет тоже подтвердил надежность всех систем. Еще один наш конкурент западным лайнерам, в том числе Boeing и Airbus, – самолет Ту-214 (тоже полностью российский). К слову, двигатели этого самолета сертифицированы Международным авиационным комитетом и полностью соответствуют международным требованиям по шуму и выбросу вредных веществ в атмосферу. За ближайшие 6 лет в России планируют построить более 600 собственных самолетов разных моделей. Российские лайнеры демонстрируют самые современные технологии. И смогут заменить те же Boeing, которые, по словам от самих же сотрудников авиаконцерна, демонстрируют в последнее время ненадежность, видимо, процессы производства там тоже пора обновлять.

Эти примеры красноречиво свидетельствуют: импортозамещение успешно, а собственные разработки идут в ногу со временем, иначе не добиться конкурентоспособности. Федеральные власти, вдохновленные такими успехами наших разработчиков и промышленников, активно поощряют и другие отрасли включаться в такую работу. Возьмем внутренний туризм: сегодня курорты, по решению президента России Владимира Путина, будут оснащаться отечественным оборудованием – и конечно, оно должно быть исключительно современным. И такая задача уже решается: в России производят собственные канатные дороги, ни в чем не уступающие ушедшим европейским брендам: скоро они появятся на трассах в Мурманской области, а потом в Сочи, Архызе, а впереди и другие регионы России. Кроме уже имеющихся производств, строятся и новые – например, завод по производству подъемников скоро начнет работу в Тверской области.

«Амбициозная задача, которая стоит перед нами, – к концу 2024 года мы должны выпустить полностью локализованную канатную дорогу, то есть выполненную полностью из отечественных составляющих (из компонентов, производимых в России или Белоруссии)», – рассказал редакции «ОСН» Дмитрий Сидорович, руководитель компании «РУСЛЕТ», производящей канатные дороги.

blockquote

В том, что отечественные производители подъемного оборудования не подведут, сомнений нет. Во-первых, эта сфера производства имеет опыт взаимодействия с европейскими производителями канатных дорог, которые делают их уже десятки лет. А во-вторых, Россия не останавливается на достигнутом – и идет вперед и с точки зрения технологических прорывов. А еще – устанавливает свои требования к такому оборудованию, в том числе и с точки зрения безопасности. Они даже жестче, чем европейские, на которые российский рынок ориентировался ранее. И российские канатные дороги их проходят уверенно. А значит, на горнолыжных курортах страны будет комфортно и безопасно.

Сбербанк не просто так упоминал старые технологии китайских подъемников: сегодня российские курорты, анализируя предложения рынка, ориентируются на лучшее и надежное. Китайские предложения тоже есть – например, бренд BMHRI пытается выйти со своими канатными дорогами в ряд горнолыжных регионов России, но они пока на стадии рассмотрения. Подъемник – очень дорогостоящее, очень сложное оборудование, плюс имеющее риски по безопасности (фактически канатная дорога сравнима с тем же авиалайнером). Поэтому принять решение поставить на курорте ту или иную канатную дорогу – это значит взять на себя большую ответственность, в том числе и за жизни туристов. Тем более если подобное оборудование оказывается еще и построенным по старым принципам и требованиям.

«Любая компания, которая использует технически устаревшее оборудование, будет не только проигрывать по показателям качества, но и нести потери. Да, новое оборудование может стоить дороже, но вырастает стоимость эксплуатации старого, − поясняет Сергей Суетин. − Затрат будет много, и не только в промежуточных этапах использования такой устаревшей техники, но и в перспективе, и об этом нужно думать. Рано или поздно компании придется все равно проводить замену оборудования. Поэтому сегодня гораздо актуальнее и выгоднее вкладываться в современные технологии – иначе отставание будет налицо».

Все это объясняет, почему китайские варианты не внушают доверия. По той же причине технологического отставания, очевидно, китайские подъемники не готовы для России и с точки зрения климата.  О том, что наша промышленность учитывает внутренние российские условия эксплуатации своей продукции, в том числе и климатические, говорит опыт разработчиков уже упомянутых мотоциклов Aurus Merlon. Это умная современная техника (эти мотоциклы даже умеют двигаться задним ходом), которая сделана с учетом суровых российских зим, так что они могут работать в холод, снег и мороз. Этот момент очень важен и для канатных дорог: не каждая выдержит испытания нашими холодами. Например, те же китайские дороги пасуют перед сильными морозами. Это показало и недавнее ЧП на курорте Китая в провинции Синьцзян: неожиданный мороз сковал тросы, которые лопнули, кабинки застряли на высоте. Работа курорта встала, а туристы не только пережили эмоциональное потрясение, но и потеряли деньги, потеряв возможность кататься на горных лыжах.

При этом ранее известный эксперт в теме стандартов грузоподъемного оборудования Георгий Плотников отмечал, что российские канатные дороги соответствуют температурным регламентам (и могут работать даже при сильных морозах, которые в России выходят и за пределы минус 20-30 градусов, а в Сибири достигают и минус 40-50 градусов), а подобного рода импортные аналоги, предостерегал специалист, не рассчитаны на эксплуатацию в России.

«В Россия вовремя начались процессы импортозамещения, буквально во всех сферах экономики. Это позволит не зависеть ни от опасных самолетов Boeing, ни от ненадежных азиатских канатных подъемников, − резюмирует Сергей Суетин. − Раньше я даже был акционером авиаконцерна Boeing, но попрощался с этой компанией. Вообще, технологический суверенитет  – это не только про политическую безопасность России, но и безопасность и сохранение здоровья россиян».

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!