test

Экономика

Самозанятые: как избежать несправедливости со стороны работодателя

14 мая 2021, 14:04
14 мая 2021, 14:04 — Общественная служба новостей — ОСН

По данным Федеральной налоговой службы на конец марта 2021 года, в России самозанятыми стали 2 млн человек. Основные виды деятельности — это такси, строительные и маркетинговые услуги, консультирование, сдача в аренду квартир. О том, что такое самозанятость, чем она выгодна и какие есть подводные камни в эфире телевидения Общественной службы новостей обсуждали гости программы:

  • Заместитель руководителя центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Дарья Мартынова;
  • Председатель общественного движения «Труд» Сергей Песков;
  • Эксперт по трудовому праву superjob Александр Южалин.

Зачем становиться самозанятым?

Дарья Мартынова: – Мы повышаем уровень гражданского сознания у людей. Кроме того, есть ряд плюсов: имеется официальный статус, становится проще общаться с клиентами, так как появляются гарантии. Многие самозанятые говорят, что, находясь в тени, они не могли отстаивать свои права. Например, человек выполнил работу, а клиент не заплатил. Не имея официального статуса, страшно обращаться в полицию или суд за разрешением этого конфликта. Можно утвердить свои доходы для получения кредита или визы.

Из каких сфер больше всего самозанятых официально зарегистрировалось?

Александр Южалин: – Сфер довольно много. В основном, это люди, которые оказывают услуги лично. Этих услуг может быть довольно много, начиная от выпечки, заканчивая услугами по пошиву одежды. Все услуги, которые может оказывать гражданин, те и оказываются людьми, которые стали самозанятыми.

Плюс в том, что для самозанятых у нас применяется более сниженная налоговая ставка. Обычный работник будет платить 15%, а для лиц, которые встали на учет, как самозанятые то от 3% до 6%.

Существуют ли минусы?

Сергей Песков: – Когда вводился режим, он был создан для налогового послабления. Сейчас этот вопрос обсуждается. Само определение самозанятого человека еще не дано. Сегодня идет массовая подмена самозанятых, это один из минусов.

Чтобы возникли трудовые правоотношения нужно долго ждать и ловить.

blockquote

Эта мера позволила бы вывести 15 млн. человек из тени. Из плюсов могу добавить, что нет необходимости открывать юридическое лицо или ИП. Однако несмотря на то, что заключен трудовой договор, гарантий день, что заказчик оплатит услуги.

Какие основные требования выдвигаются к самозанятому?

Дарья Мартынова: – Самозанятые люди очень талантливые. Они могут делать все. Те ограничения, которые сейчас наложены налоговым режимом, достаточно хорошо регулируют деятельность людей. Это ограничения по доходу, по тому, что у человека не должно быть постоянного работодателя по трудовому договору, не должно быть нанятых работников. Одно из камней преткновения – это запрет на продажу товаров не собственного производства. Самозанятым нельзя заниматься посреднической деятельностью, агентской и курьерской. Единственное исключение – если он принимает оплату через терминал организации.

Кто это все проверяет?

Дарья Мартынова: – Система очень лояльная. Многие этого не понимают, но она настроена на доверии. Она была создана для того, чтобы дать людям возможность – безболезненно выйти из тени. Безусловно, если возникают спорные ситуации, то деятельность человека будут проверять. В моей практике есть несколько примеров, когда налоговая самостоятельно выявляла несовпадения.

Как ведут себя компании?

Александр Южалин: – О массовом переводе сотрудников в новую систему говорить нельзя, но такие случаи есть. Для работодателя, конечно, выгоднее заключить договор ГПХ. Это не только в связи с тем, что меньше налогов, но и с тем, что меньше гарантий, который предусматривает трудовой кодекс в отношение работников.

Насколько для россиян важно иметь социальный пакет гарантий?

Сергей Песков: – Сегодня известно, что 20-30% – это неформальные трудовые отношения. Скорее всего, люди не отказываются, потому что рабочих мест в экономике крайне мало, там большая конкуренция. Сейчас люди в меньшей степени заботятся о своем социальном пакете. Что касается медицинской страховки, у нас у всех есть полис ОМС. В текущем моменте, для наших работников это не столь важный фактор. На первом месте у граждан – уровень дохода.

Насколько вероятно введение компенсации за социальный пакет?

Дарья Мартынова: – Здесь нужно подходить к вопросу с более формальной стороны. Недавно я проводила опрос. Существует масса проблем, начиная от того, что люди, в большинстве своем, в силу низкой юридической подкованности не понимают процесс формирования пенсии. Люди не понимают, что это страховая система, которая формируется за счет страховых взносов. Налог, который платит самозанятый не предусматривает взнос в пенсионный фонд. Та же самая история происходит с взносами в социальный фонд страхования, за счет которого оплачиваются наши больничные, декретные и т.д. Если самозанятый имеет статус ИП, он может заключить договор и так же платить добровольные взносы.

Нужно здраво подходить к вопросу.

blockquote

Если статуса нет, то возможно отсутствует. Чтобы говорить о том, что государство будет давать компенсацию на льготы, пособия и пенсии, нужно понимать, что они формируются за счет чего-то.

ИП или самозанятый?

Дарья Мартынова: – Это зависит от модели бизнеса и финансовой составляющей. Если у них большая расходная часть, то выгоднее быть ИП. Надо не забывать, что ИП платит страховые взносы, сдает отчетность и т.д. Если человек работает на себя, и у него небольшие расходы, то лучше быть самозанятым.

Если термин появился бы в законодательстве, то процесс правового регулирования упростился бы?

Александр Южалин: – Я не думаю, что основная проблема в том, что отсутствует термин в законе. Мы же сами можем определить, кто является самозанятым. Если бы, может быть, были более регламентированы вопросы оформления гражданско-правовых договоров, были бы подробные критерии того, как признать трудовой договор, было бы проще.

Откуда берутся договоры?

Александр Южалин: – Если говорить о трудовом договоре, то ТК предусматривает жесткие требования к тому, что там должно быть. Если мы говорим не про трудовой договор, а про договор гражданско-правового характера, то там требований нет.

Гражданский кодекс определяет свободу договора.

blockquote

То есть стороны сами договариваются, какие условия они включают в договор. Если человек работает с юридической организацией, то, скорее всего, у этой организации уже разработана формула договора.

Есть ли примеры и жалобы в оформлении трудовых отношений?

Дарья Мартынова: – Да, конфликтные ситуации встречались. Не стоит злоупотреблять режимом самозанятости. Маскировать трудовые отношения под этим не стоит. Весь прошлый год мы наблюдали за компанией, у которой возникли вопросы с трудовой инспекцией, так как она привлекала много самозанятых. Они успели выиграть суд. Здесь надо было понимать, что при всей совокупности обстоятельств, это обоснованная бизнес-модель. Практика еще формируется. Часто на местах самостоятельно трактуют ситуации: иногда в пользу предпринимателей, иногда нет. Мы постоянно предлагаем найти систему баланса. Когда юридическое лицо может не бояться, что оно привлекло самозанятого человека.

Сергей Песков: – В первую очередь, начинается конфликт с объявления о вакансии. Трудоустраиваясь, люди не очень хорошо отделяют гражданско-правовой договор от трудового договора. Люди просто этого физически не понимают. Им приходят деньги на банковскую карточку, человек думает, что все нормально, потому что зарплата приходит вовремя.

Мы много говорим о подмене трудовых отношений, когда люди работают по трудовым договорам, а потом идет подмена. Крупный корпоративный бизнес никогда не пойдет на эти риски и прекрасно понимает, что рано или поздно за это придется ответить.

Необходим закон о самозанятых, где будут прописаны и признаки, и принципы, и ответственность. В текущей ситуации, крупная компания, нанимая подрядчика и базируя стоимость оказанных услуг, вынуждая его применять труд самозанятого, не несет никакой ответственности. Сейчас сложно отделить реальную долю самозанятых от подменной.

Что делать людям, которые оказались в такой ситуации?

Сергей Песков: – Мы опрашивали 2300 человек и задавали такой вопрос. Более 65% заявляют, что они увольняются и не отстаивают свои права.

Есть ли механизмы, которые помогли бы отстаивать свои права?

Александр Южалин: – Механизмы уже есть. Другой вопрос – есть ли желание у людей отстаивать свои права. Заставить человека это сделать нельзя.

Сейчас масса способов того, как можно это сделать. Самое банальное – обращение в трудовую инспекцию. Сейчас есть отдельный онлайн-сервис, где даже не нужно писать жалобы в письменном виде. Можно оставить обращение в онлайн-виде, оно должно быть рассмотрено.

Сергей Песков: – У нас слабо развита судебная практика. Мы разбирали этот кейс. Вы нашли работодателя по объявлению. Я бы рекомендовал это объявление сохранить.

Дарья Мартынова: – Меня радует тот факт, что 60% разворачиваются и уходят. Еще недавно люди работали за черную зарплату в конвертах.

Люди должны повышать правовую грамотность.

blockquote

Чем больше людей будут уходить после обмана, тем меньше работодателей будут обманывать.

Какова вероятность того, что к концу эксперимента все люди станут самозанятыми?

Александр Южалин: – Я бы не стал делать прогнозов. Еще прошло мало времени.

Дарья Мартынова: – Такой опыт есть у других стран. Везде разное регулирование, но в других странах более высокая налоговая ставка. В некоторых государствах процентная ставка доходит до 40%. У нас система самая лояльная.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!