Эксперт Экономического совета ЛДПР Испирян назвал причины подорожания картофеля на 92%
23 января 2025, 15:48
Росстат назвал самые подорожавшие продукты за 2024 год. Лидером стал картофель, цена которого увеличилась почти на 92%. В беседе с ОСН эксперт Экономического совета ЛДПР, глава Комитета по развитию АПК Торгово-промышленной палаты Калужской области Бабкен Испирян указал, что производство этого продукта снизилось, так как минувший год был неурожайный. Однако проблема заключается не в этом. Основная причина кроется в контрактах между аграриями и торговыми сетями, в которых нет фиксированной закупочной цены. Это и приводит к постоянному колебанию и резким скачкам стоимости от года к году на рынке.
«Если производители имели бы возможность по фиксированным ценам контрактоваться и выстраивать какую-то долгосрочную политику выращивания картофеля, то ситуация была бы несколько иной. Но сегодня есть такие механизмы, например, агроконтрактации с сетями, которые очень интересно работают», – сказал Испирян.
«Производитель получает аванс и подписывается под тем, что продаст картофель по цене ниже среднерыночной, от 15 до 30%. Получается, что вроде как контракты фиксированы, но с нефиксированной ценой», – пояснил эксперт.
«То есть в тот год, когда цена низкая, посевные площади сокращаются. А на следующий год цена растет из-за снижения объемов производства, и площади опять начинают увеличиваться. Соответственно, картофеля опять будет много и цена упадет ниже себестоимости. Поэтому такие колебания и происходят», — пояснил Бабкен Испирян.
Эксперт указал, что для стабилизации ситуации необходимо выстроить стратегию взаимодействия с торговыми сетями. В частности, предусмотреть заключение долгосрочных контрактов между ретейлерами и производителями – не на один сезон, а на 3-5 лет. Тогда производитель будет уверен, что в течение этого срока сможет продать картофель по приемлемой цене. Стремление максимизировать доходность сетей приводит к этой ситуации с ценами, подчеркнул Бабкен Испирян. Если бы ретейлеры заключали контракты с фиксированными ценами и объемами продаж, то у производителей было бы понимание, какого качества продукт и в каком количестве нужен. Это позволило бы избежать излишков и дефицита, резюмировал он.
Среди других факторов влияния на цену эксперт также назвал рост себестоимости картофеля, трудности с поставками этого продукта за рубеж, а также резким уменьшением производства картофеля в личных подсобных хозяйствах – людям проще этот овощ купить, чем выращивать.
«То есть, если буквально 15−20 лет назад картофель выращивали практически все, то на сегодняшний день от этого постепенно отказываются даже сельские жители. Покупателей становится в стране больше. И вопрос не в росте населения, а именно в том, что люди предпочитают взять товар в магазине, чем самим его вырастить», — заключил он.
Ранее Общественная служба новостей сообщала, что рекордный рост цен на картофель в России связан с его низкой ценой в прошлом году. Такое объяснение дал руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский.