Экономист Холод: Сливочное масло, картофель, лук и рыба будут дорожать и дальше

18 марта 2025, 15:01
Фото: Общественная служба новостей
18 марта 2025, 15:01 — Общественная служба новостей — ОСН

Цены на продукты питания весной 2025 года в России продолжат расти. В последние девять недель в стране быстрее всего дорожал картофель – рост составил 14%. Ощутимое повышение стоимости также коснулось репчатого лука, белокочанной капусты, сливочного масла и мороженой рыбы. Дальнейший рост цен на продукты определят как общие темпы инфляции, так и сезонные факторы – например, на овощи с фруктами повлияют расходы на хранение собранных в прошлом году овощей и на сбор нового урожая. О том, какие продукты продолжат дорожать, какие подешевеют или уже подешевели, и о прочих трендах в продовольственном секторе Общественной службе новостей рассказал доктор экономических наук, бывший заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод.

Эксперт подчеркнул, что общие темпы роста цен во всех сегментах экономики задает инфляция. Причем подорожание продовольственных товаров, как правило, всегда ее опережает.

«В мае начнётся понижение цен на молодую [плодоовощную] продукцию».

blockquote

«Кроме того, действуют сезонные факторы. Это если вообще отвлечься от инфляции. А сезонные факторы таковы, что старый урожай иссякает, а хранение того, что хранилось, стоило денег. Соответственно, картошка, морковка, свёкла и прочие продукты из прошлого урожая будут расти в цене, — говорит экономист. — При этом весной на рынок начинает поступать продукция уже нового урожая – не что-то привезенное из Латинской Америки, а что-то свежее – и стоить такие фрукты и овощи будут изначально дороже. Уже потом, в мае, начнётся понижение цен на молодую продукцию. К примеру, если в начале мая какая-нибудь черешня может стоить под две тысячи, а в текущем году и под три – какие-нибудь космические цены – то в течение месяца она может упасть в разы».

Вместе с тем, одновременно с ростом цен на плодоовощную продукцию старого и нового урожаев, весной начнут дешеветь тепличные фрукты и овощи. Благодаря потеплению и удлинению светового дня, у производителей снизятся расходы на освещение и отопление, из-за чего продукты из теплицы и будут снижаться в стоимости, тем самым смягчая общее подорожание овощей и фруктов, заметил Холод.

«При общем повышении цен в рамках инфляции – а у разных товаров имеют место разные темпы по разным причинам – плодоовощная продукция тоже будет дорожать. Но сказать «насколько» никто не может, потому что там миллион факторов: и логистический, и валютный, и, собственно, инфляционный, и динамика доходов населения и так далее», — подчеркнул эксперт.

По словам экономиста, текущие тренды на продовольственном рынке отражают общее повышение цен на многие категории товаров. Эти же тренды будут действовать и в дальнейшем, указал он.

«Рыба, молоко, масло, лук, картошка и так далее будут среди не дешевеющих продуктов».

blockquote

«За последние девять недель сильнее всего подорожал картофель – на 14%, а если очистить от сезонных колебаний, то на 7%. Причина: недород в организованном секторе, который поставляет картофель в большую городскую торговлю. Картошки в стране выращивается много, но, к сожалению, с большой торговлей работает только организованный сектор, который производит процентов 50 от общего потребления. И вот он сильно просел в прошлом году, урожай был ниже, чем годом ранее, — рассказывает специалист. — Также быстрее инфляции росла белокочанная капуста и репчатый лук. Туда же сливочное масло – тут традиционный рост, связанный с корректировкой цен, на молоко и на молочные группы. Плюс мороженая рыба – выросли затраты на транспорт и энергетику. К тому же, вылов лососёвых на Дальнем востоке был низким. Исходя из всего этого, можно аппроксимировать на будущее, что рыба, молоко, масло, лук, картошка и так далее будут среди не дешевеющих продуктов».

Между тем, некоторые продукты в последние девять недель все же подешевели, добавил Холод. Речь идет о гречневой крупе, цены на которую снизились на 14% и продолжают снижаться, и о куриных яйцах, упавших в стоимости на 20%. По словам эксперта, причина такого падения цен – отскок после «сумасшедшего роста» в конце 2023 года.

«На цены также повлияют объёмы производства и потребления. Соотношение спроса и предложения тоже нельзя скидывать со счетов. Например, сейчас пост, и спрос на мясо стал поменьше. А предложение остается стабильным. Птицефабрика работает, и птицу эту никуда не деть – можно забить холодильники, но это будет немножко другая продукция. В общем, с реализацией будет сложно. Соответственно, протолкнуть этот товар вы не сможете, если цены у вас будут расти. Это тоже фактор, влияющий на мясо. — добавил экономист. — Потом, после Пасхи, в мае будут первые шашлыки, выезды на природу. Может раньше, может позже, в зависимости от погоды. Майские праздники – это вообще второй мясной возбудитель после Нового года. Происходит рост потребления мяса, именно сырого. Соответственно, это даст лёгкий толчок для роста цен».

Читайте также:

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.