test

Экономика

Что будет с ценами на бензин: Эксперты оценили ситуацию на рынке топлива

22 июня 2022, 15:10
22 июня 2022, 15:10 — Общественная служба новостей — ОСН

Из–за ограничения экспорта нефти за границу компании снижают цены на горючее. При этом на АЗС стоимость бензина не изменилась. С чем это связано и чего ожидать автолюбителям, Общественной службе новостей рассказали эксперты.

Вице–президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин полагает, что есть все предпосылки для снижения цен на бензин.

«АЗС бьют все рекорды маржинальности. Разница между бензином в опте и его розничной ценой составляет почти 20%. Цены для рядового автолюбителя должны были падать. Но они держатся. При этом я не вижу усилий государства по прекращению этой ситуации. И это несмотря на то, что сейчас было бы неплохо поддержать автомобилистов и снизить цены на заправках, чтобы повысить количество переездов. Начинается сезон отпусков, но целый ряд южных аэропортов закрыты. то есть люди должны ехать на автомобилях, а бензин кусается», – высказал мнение представитель автомобильного союза.

Специалист подчеркнул, что стоимость бензина в РФ не сильно зависит от цен на нефть. У нас действует механизм демпфера, который правительство установило, чтобы нивелировать рост цен на энергосырье. При этой значительная часть стоимости литра бензина (более 30%) составляют акцизы, налоги и прочие надбавки. Плюс НДС. Поэтому волотильность цен на нефть не сильно сказывается на стоимости горючего.

«Гораздо более сильно сказывается сокращение экспорта нефтепродуктов из РФ по целому ряду направлений. Нефтеперерабатывающие заводы много где затоварены и готовы снижать цены, чтобы увеличить потребление. Но этот процесс тормозят заправщики. Этой разницей пользуются для получения маркетинговых преимуществ, например, Роснефть: дает скидку 3 рубля на литр при заправке до 100 литров в день ежедневно. Это огромная разница и она позволяет компании привлекать новых клиентов, что совершенно не сказывается негативно на прибыли. Цены на бензин могли бы снизиться процентов на 15», – убежден аналитик.

Многое в этом вопросе зависит от государства. Национальный автомобильный союз обращался к Правительству РФ с просьбой снизить на 50% акциз на топливо. Это положительно сказалось бы на экономике в целом, но Минфин это предложение отклонил.

«Министерство финансов не готово отказаться от этого источника бюджетных поступлений. При том, что бюджет получает огромные незапланированные доходы из–за роста стоимости нефти. Несмотря на то, что российская нефть продается с большими дисконтами, Минфин получает существенные деньги. Можно было бы поддержать и нефтяников, и автовладельцев. Безусловно, снижение цен на бензин положительно скажется на всей экономике.

Потому что стоимость энергоносителей заложена в любой товар: это и транспортная составляющая, и энергия для производства. Даже если бы мы не увидели снижение цен на какие–то продукты, мы бы увидели улучшение ситуации для предпринимателей. Потому что сейчас и кредиты недоступны, и спрос снижается по целому ряду направлений. В любом случае, снижение цен на бензин было бы выгодно российской экономике», – сказал Антон Шапарин.

Директор Независимого топливного союза Павел Баженов также считает, что государство должно более внимательно относиться к нефтегазовой сфере. И, если не снижать акцизы и налоги, то хотя бы не усугублять ситуацию. Именно разговоры о возможной отмене механизма демпфера, что увеличит нагрузку на отрасль, не дают ценам на бензин падать, заявил специалист.

«Действительно, маржинальность в рознице хорошая. Но это ситуация последних 2–3 месяцев. А до этого несколько лет розница, в первую очередь независимая, терпела убытки. Долго эта ситуация может и не продлиться. А учитывая политику по урегулированию розничных цен, все понимают, что сегодня ты цены снизишь, а завтра случится очередной скачок оптовой цены. Уже сейчас идут разговоры о пересмотре или даже отмене демпфера, с этой инициативой выступает Минфин. Это может сильно сказаться на оптовых ценах. Автомобилисты должны быть рады тому, что стоимость на топливо не растет. И даже снижаются», – рассказал глава топливного союза.

Долгое время независимые операторы в регионах по причине высоких оптовых цен вынуждены были ставить цену дороже, чем нефтяные компании. По той простой причине, что производители могут перераспределять центр прибыли по всей цепочке, а независимые АЗС не имеют такой возможности, объяснил Павел Баженов.

«Поэтому в ряде регионов, где есть сложности с производством, у независимых заправок цены были выше и сейчас они их снизили. Присутствует приведение цен к рыночным значениям. Рынок вернулся к стандартной ситуации, когда независимая розница дешевле на 50 копеек–рубль, чем нефтяные компании.

Мы любим смотреть на голые цифры и цены, но хотим хорошего сервиса, заправляться на модернизированных АЗС. Для того, чтобы инфраструктура развивалась, заправки должны иметь нормальную прибыль. У нас конкурентная розница, поэтому при наличии адекватной доходности рынок не даст цене расти неконтролируемо. Это не зона внимания ФАС, регуляторы понимают, что несколько лет топливная розница находилась за гранью рентабельности и банально выживала», – отметил глава топливного союза.

Не стоит забывать, что ситуация крайне изменчива. Ключевое воздействие на цены внутреннего рынка оказывает система регулирования. Сейчас цены не растут и даже снижаются, пусть и незначительно. Важный эффект имеет демпфирующий механизм, который дает серьезный вычет для нефтяных компаний. Но уже начинаются разговоры о пересмотре регулирующего механизма.

«Непонятно, почему идет речь только демпфере, хотя в целом надо пересматривать всю систему налогового регулирования, потому что она завязана на внешней котировке. Если раньше это работало, то сейчас, по понятным причинам, система не работает. Кроме того, для корректировки демпфера в свое время увеличивали ставки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Сегодня никто не говорит о снижении ставки НДПИ, хотят пересмотреть только демпфер. На наш взгляд, это неправильно. Нефтегазовая отрасль сегодня больше всего под ударом и, конечно, она нуждается во внимательном отношении. Речь не идет о поддержке, но хотя бы не вводить дополнительные налоги. ]

Хотя бы корректировать не только демпфер, но и НДПИ. Сейчас не время создавать дополнительную нагрузку. Потому что отмена демпфера – серьезная нагрузка. Это неправильный подход. Не стоит ухудшать ситуацию сейчас, еще сильнее вгоняя нефтегазовую систему в бездну кризиса», – считает Павел Баженов.

Однако, каковы бы ни были изменения в нефтегазовой сфере и рынке топлива, россиянам не стоит ожидать роста цен на бензин. Но и на снижение цен вряд ли стоит надеяться, дал оценку аналитик.

«В текущей ситуации, если бы не было новостей о корректировки демпфера, шанс на снижение был. Но все понимают, что ситуация может быть нивелирована. Все зависит от решения регуляторов», – подытожил глава топливного союза.

Ранее экономист Ракша рассказал, когда ожидать следующей волны инфляции и почему ее не будет в сентябре. А энергетики раскрыли, почему России выгоден дефицит на мировом энергорынке.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!